Митрофан Ефимович Пятницкий (3 июля 1864 — 21 января 1927) - фольклорист, «собиратель», ценитель и исполнитель русских народных песен, основатель и первый художественный руководитель знаменитого хора, носящего сегодня его имя.
Наше искусство ситцевое - оно не продаётся!
Митрофан Пятницкий
А.М. Горький, К. Пятницкий, С. Скиталец. 1902
Родом из духовного сословия, Митрофан Пятницкий, окончив духовную семинарию и перебравшись из Воронежа в столицу, мечтал о славе оперного певца. Однако, жизнь продиктовала ему иной путь – фольклориста-песенника. Это увлечение стало делом всей жизни Пятницкого.
В 1902 году он создает свой первый небольшой ансамбль народной песни в составе певиц П. В. Козимовской, М. А. Шевченко, Р. А. Кондра и певца-бандуриста В. К. Шевченко.
Пятницкий в 1903 году стал членом музыкально-этнографической комиссии при Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. И в этом качестве принялся заниматься научно-этнографической работой и собирательством русских народных песен.
Он сгруппировал записанные песни в жанровые разделы, относящиеся к определенной песенной традиции, и опубликовал в 1904 году в своем первом сборнике «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)».
Сначала М. Е. Пятницкий сам исполнял народные песни на концертах. Но потом он и задумался об организации русского народного хора. Был создал хор совершенно нового типа, в котором участники являлись не только певцами, но и исполнителями хороводов, плясок, бытовых сцен.
2 марта 1911 года на столичных улицах появились необычные афиши, приглашавшие москвичей на концерт крестьянского хора, который будет исполнять подлинно народные русские песни Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний. Этот день можно считать днём рождения знаменитого ныне русского хора имени Пятницкого и триумфом организатора и руководителя хора Митрофана Ефимовича Пятницкого.
Успех был ошеломительный. Удивление, вызванное у публики первой песней, вскоре перешло в восторг и выступление завершилось овацией. Концерт высоко оценили С. Рахманинов, Ф.Шаляпин, И. Бунин.
Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Их пели — да как! — никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Пели щемяще-бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях.
С того момента М. Е. Пятницкий буквально живет своим хором, постоянно расширяет репертуар, ищет новые формы подачи. В частности, воссоздает обстановку, в которой исполняется та или иная песня.
Экспозиция музея Пятницкого в Александровке.
С этой целью он организует новые экспедиции в глубинку, продолжает записывать обряды, собирать песни, народные инструменты и костюмы.
«Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и её надо спасать»
Экспозиция музея Пятницкого в Александровке.
Только на старинном валиковом фонографе М. Е. Пятницким было записано около 400 народных песен, часть которых была опубликована в 1904 и 1914 годах.
В годы Первой мировой войны М. Е. Пятницкий служил в одной из московских больниц, куда поступали раненые солдаты и другие нижние чины. Из их числа он создал так называемый «хор инвалидов» (в числе поющих действительно были воины-инвалиды, георгиевские кавалеры, а также и медперсонал).
Многие участники хора, зачастую малограмотные и неграмотные крестьяне, с помощью М. Е. Пятницкого впервые изучили нотную грамоту и приобщились к хоровому пению.
22 сентября 1919 года, когда хор выступал перед кремлевскими курсантами, на концерт пришел Ленин. Вождю выступление хора понравилось, он даже пригласил к себе М. Е. Пятницкого, обещал всестороннюю поддержку.
И хотя реальной помощи так и не оказал, сам факт кратковременного внимания Ленина впоследствии не раз помогал как самому М. Е. Пятницкому, так и его хору, по примеру которого в СССР было создано большое количество профессиональных хоров.
В 1921—1925 годах М. Е. Пятницкий преподавал пение в 3-й студии Московского Художественного театра СССР имени М. Горького (ныне — театр имени Е.Б. Вахтангова). Среди его учеников были в дальнейшем известнейшие театральные артисты и режиссеры Б.В. Щукин, Б.Е. Захава, Р.Н. Симонов, Ю.А. Завадский.
С осени 1925 года Пятницкий по состоянию здоровья отошел от руководства хором и всю организационную часть выступлений передал в руки своего племянника Петра Казьмина.
Казьмин Петр Михайлович (первый справа) с коллективом.
Перед смертью, прикованный к постели, М. Е. Пятницкий написал письмо Наркому просвещения А. В. Луначарскому с просьбой найти средства для поддержки хора. Вечером 21 января 1927 пришло ответное письмо, в котором Луначарский заверил Митрофана Ефимовича в том, что дело всей его жизни будет продолжено. В этот же день Митрофан Ефимович Пятницкий умер во сне, улыбаясь.
Заслуженный артист Республики М. Е. Пятницкий был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
И в тот же год его имя было присвоено созданному им хору, которым он бессменно руководил на протяжении всей своей жизни.
Государственный академический орденов Трудового красного знамени и Дружбы народов русский народный хор имени М. Е. Пятницкого. 2017 год.
Известны слова Пятницкого, обращенные перед смертью к своему преемнику П. Казьмину: «Прошу только, не пойте в ресторанах, песня-то народная… Ну, а если станете там петь, не связывайте мое имя с хором».
И завещание Мастера было выполнено. За время существования Государственного академического орденов Трудового красного знамени и Дружбы народов русского народного хора имени М. Е. Пятницкого сменилось несколько руководителей коллектива. Но неизменным оставалось главное — русская народная песня, которая в исполнении хора стала классикой.
Не было забыто это имя и воронежцами. В 1956 году в Воронеже впервые состоялся фестиваль песни «На родине М. Пятницкого». А с 1986 года фестиваль стал проходить на родине Пятницкого, в селе Александровка Таловского района, приобретя с 2006 года статус Всероссийского.
С уходом Пятницкого хор изменялся. Профессиональная выучка певцов повышалась, но при этом в значительной мере была утеряна самобытность, почвенность.
Танцоры всё более вынуждены были следовать правилам французского классического балета: вытянутый носок, жёсткие позиции, единообразие движений, каскад виртуозных трюков...
Публике нравились внешне эффектные танцы, но всё это далеко ушло от подлинно народной хореографии, предполагающей импровизацию, индивидуальность в ансамблевом взаимодействии.
Таким образом, к концу 30-х годов сформировался новый облик хора, ставший эталонным для других профессиональных и самодеятельных народных хоров”. Ну, что же, время делает свои поправки. М.Е. Пятницкий умер в 1925 году, а хор продолжал существовать в иных условиях, которые были продиктованы новой властью и новыми требованиями.
Главное, что детище Митрофана Ефимовича живёт по сей день и по-прежнему востребовано ценителями народного творчества.
Подробнее познакомиться с жизнью Митрофана Ефимовича Пятницкого можно, посмотрев фильм "Певучая Россия".
Очень познавательно,интересно и поучительно.Спасибо!Ценил Пятницкий народные традиции и чужды были ему кабаки,рестораны а песни были и есть для широкой публики, для родного народа.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4