В современной «христианской среде»
считается, что дьявол и сатана это некий падший ангел, озгордившийся, и взбунтовавшийся против Бога, а бесы это другие падшие ангелы, которые пошли за ним. Так ли это? Проверяем Библией.
Основной текст Писания, который используются некоторыми
христианами для обоснования такой гипотезы, это книга пророка Исайи:
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю,
попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?» (Ис. 14:12-17)
Но давайте будем честными, и ответим на вопрос: упоминает Исайя в данном тексте дьявола, сатану или ангелов? Я не увидел. Можем мы тогда сделать вывод, что этот текст говорит о дьяволе и сатане? А на каком основании? Исайя знал о существовании дьявола, но не потребляет это понятие? Более чем странно. Не так ли? Итак, в данном тексте ничего не сказано ни о дьяволе, ни о сатане, ни о падших ангелах или бесах – это неоспоримый факт.
Другое место Писания это книга Иезекииля 28 глава:
И было ко мне слово Господне: 12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. 13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. 14 Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. 15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. 16 От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. 17 От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. 18 Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. 19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.
Что мы тут узнаем о дьяволе? Снова ничего, поскольку это слово
тут не упомянуто. Здесь сказано о царе Тира - человеке, который, видимо, в прошлой своей жизни был помазанным (царственным) херувимом, обитавшем в Эдеме – саду на горе Божьей, и потом чем-то не угодил Богу (чем конкретно не говорится), видимо, завышенной самооценкой своей власти из-за невероятных успехов в торговле «от обширности торговли твоей». Кто такой херувим – отдельная тема, которая будет обсуждаться позже, но явно тут ничего не сказано ни о каких демонических существах – факт.
Однако, ради справедливости следует упомянуть, что есть места Писания где ангелы и сатана упомянуты в одном контексте. Предлагаю их разобрать.
«И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,» 2 Кор. 11:14
Что по сути тут сказано? Павел не говорит, что сатана является ангелом, а лишь может принимать его вид, значит не верно их отождествлять.
Вообще кто тогда такой сатана? Если обратиться к языку оригинала, Сатана́ (от ивр. שָׂטָן śāṭān, арам. שִׂטְנָא sāṭānā, геэз śayṭān —«сатан(а)» — «противник», «клеветник», от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение»)
Интересно, что в Библии это слово чаще всего употребляется в
отношении людей, и ни разу ангелов. К примеру:
И вознегодовали на него князья Филистимские, и сказали ему
князья Филистимские: отпусти ты этого человека, пусть он сидит в своем месте, которое ты ему назначил, чтоб он не шел с нами на войну и не сделался противником (сатан) нашим на войне. 1 Цар. 29:4
Пожалуй, редкое исключение в Ветхом Завете из этого правила
составляет следующие тексты:
«И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.» 1 Пар. 21:1
«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.» Захарии 3:1.
Прошу заметить, что и в этих стихах сатана не назван Ангелом, хотя эти понятия и упоминаются в одном контексте.
Есть еще один интересный стих Писания который говорит нечто о сатане:
"И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана." Иов. 6:1.
Тут сатана является одним из сынов Божьих. Кто такие сыны Божьи, можно обсудить в теме, но о ангелах тут тоже ни слова.
Вывод:
Ни дьявол, ни сатана в Библии ни разу не называются ангелами. Если кто-то считает обратное, буду признателен, если поделитесь соответствующим текстом. Может я что-то упустил. По сути, сатана это некая сила, которая оппонирует Богу (но не только), представляющая альтернативную версию божественному порядку. Как бы у нас сейчас сказали – критик и оппозиционер Богу. Но является ли он определенной личностью, или это понятие обобщает любые противоположные Богу силы (личности)? Этот вопрос и предлагаю обсудить. Только прошу вас делать утверждения аргументированные Писанием, и не переходить на личности. Заранее спасибо.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 81