Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал: « …воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. При правильном речевом развитии ребенок не испытывает трудностей в общении. Он легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко и ясно излагать свои мысли.Дети , которые нечетко произносят звуки, заменяют одни на другие ) особенно если они уже осознали недостатки своей речи), стесняются разговаривать с незнакомыми людьми, выступать с чтением стихотворений, избегают игр, боясь, что дети не поймут их, что еще хуже, будут смеяться над ними. Даже неправильное произношение одного звука может травмировать ребенка. Если ребенок неправильно произносит звуки и знает об этом, то он старается не употреблять слова с этими звуками., используя при этом другие, порой не всегда удачные, отчего речь становится неточной, а иногда непонятной для окружающих. Недостатки речи нередко сказываются и на формировании характера ребенка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми), отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем и затрудняют и овладение грамотой.Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышении и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность.Занятия с детьми надо проводить 2-3 раза в неделю. Если же ребенок отстает в речевом развитии – имеет бедный запас слов, неправильно произносит отдельные звуки, плохо пересказывает, то занятия надо проводить ежедневно. С детьми 2-3 лет продолжительность занятия не более 7-10 минут. С детьми 5-6 лет – 10 – 20 минут, 3-4 – 20-25 минут. При задержке речевого развития (отсутствие речи к 2-3 годам), при наличии каких-либо дефектов речи (заикание, неправильное произношение большого количества звуков, ускоренный темп речи) следует обратиться к логопеду.Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.
Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи – от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2