О ДНЕ РОЖДЕНИЯ села МИХАЙЛОВКА
Сынжерейский район республики Молдова,
Рассказывает Юлиан Иванович Железный, 1957 г.р.,
родом из с. Михайловка, проживает в г. Бологое, Тверской области.
* * *
Моей старшей сестре Марии Ивановне КУЧЕР (1943-2015) рассказывал наш отец, Иван Васильевич ЖЕЛЕЗНЫЙ (1922-2002), и это же подтверждала наша мать, Елена Петровна ЖЕЛЕЗНАЯ (1917-2004), в девичестве – ТКАЧ, что нашему дедушке Петру Федоровичу ТКАЧУ (1880-1957) было всего два года, когда он вместе со своими родителями, Фёдором и Татьяной, то есть, ранней весной 1882 года переехал жить из с. Недобоевцы, Хотинского уезда Бессарабии. Приехали они жить на новое место жительства - в Сорокском уезде Бессарабии, в Пепенской волости на землях пани Музатецкой – это на Школьном Лоте возле села Препелица, где был основан хуторок Новые Недобоевцы.
Либо же, говорили с сомнением наши родители, дедушка Пётр родился через два года после переезда его семьи из хотинских Недобоевцев на михайловские земли. В этом случае датой основания села может считаться ранняя весна 1878 года.
Эту дату я считаю более привлекательной, потому что при этом Михайловка становится старше на 4 года. Для такой версии я попробую дать обширное обоснование.
О дате рождения дедушки Петра в 1880 году я знаю из неоднократно полученных мною сведений от своего отца, И.В. Железного. Он несколько раз называл при мне годы рождения дедушки Петра Ткача и родного дяди моего отца –¬ Никиты Ивановича Железного, рожденного в 1888 году и умершего в возрасте старше 90 лет.
Но, в любом случае, 1880-й год – год рождения дедушки Петра Фёдоровича Ткача, является весьма значимой. Почему, – это вы поймёте из данного повествования.
* * *
Оставшись в шесть лет без матери, а затем с восьми лет живя при парализованном отце, моём дедушке Василии Железном, а в двенадцать лет став круглым сиротой, мой отец И.В. Железный с восьми лет жил в доме родного своего дяди Никиты Железного.
Присутствуя из любопытства при разговорах взрослых, ещё в детстве Ванька Железный знал о возрасте своего будущего тестя, Петра Фёдоровича Ткача. Из этих разговоров отец хорошо знал, что дядя Никита был на восемь лет моложе дяди Петра, каким он в ту пору являлся для моего отца.
Эту восьмилетнюю разницу в возрасте с Петром Ткачом дядя Никита Железный хорошо помнил и несколько раз повторил ее позже в беседах с уже ставшим взрослым моим отцом, когда они заговаривали на тему, откуда в Михайловке появились Железные, и как здесь образовалось селение.
* * *
Сначала наше село было хутором Новые Недобоевцы, который со Школьного Лота поневоле переселился на нынешнее своё место. Со временем хутор разросся до села, и ему впоследствии дали название Недобоевка, а в начале 20 века оно было переименовано в Михайловку.
Итак, берём за основу тот факт, что мой дедушка Пётр ТКАЧ родился через два года после того, как наш прадед Фёдор ТКАЧ в числе первых пяти переселенцев из села Недобоевцы Хотинского уезда, среди которых был и второй мой прадед – Емельян ГАЙДЕИК, ранней весной 1878 года приехал в эти места, где в наши дни расположены Школьный Лот и село Михайловка.
Приехали они на новое место примерно на тёплого Алексея, который в праославной церкви отмечается 30 марта. Всего приехало 5 семей* – два брата Гайдеика, в том числе мой прадед Емельян, а также другой мой прадед Фёдор и два брата Романчука.
* фамилии и имена первых михайловских поселенцев надо уточнить.
На землях Школьного Лота, который расположен между сёлами Михайловка и Препелица, в северной части примыкает к Кишиневской автотрассе, а на юге – к речке Большой Чулук, хотинские переселенцы организовали хуторок Новые Недобоевцы.
Административно этот хутор находился на территории Пепенской волости, Сорокского уезда, Бессарабской губернии, Российской империи. Это был, так скажем, почтовый адрес нового поселения в Бессарабии.
Здесь, но малоосвоенных южных территориях, Российская империя продолжала проводить политику заселения земель, изрядно опустевших из-за разного рода притеснений православного люда на протяжении трёхсот лет в ходе турецкой оккупации Валахского и Молдавского княжеств.
К концу 19-го века Россия уже на протяжении ста лет владела Бессарабией, но так называемого «гуляй-поля» здесь всё ещё было много. В Бессарабии продолжала остро чувствоваться нехватка рук для обработки земель, и от этого причинялись прямые убытки государству. Вот и заинтересовано было оно в том, чтобы обрабатывались все плодородные земли.
Для ускорения этого процесса государство на льготных условиях предоставляло принадлежащие казне земли в аренду переселенцам из других губерний. При этом поощрялись и материально поддерживались те из крупных бессарабских землевладельцев, которые также отдавали переселенцам свои земли в аренду. Срок аренды был установлен немалый – 99 лет, и это вполне устраивало людей, решившихся попытать своё счастье в неведомых краях.
А другие мои предки, ЖЕЛЕЗНЫЕ, в Михайловку переехали значительно позже, когда дяде Никите было уже 12 лет. То есть, произошло это в 1900-м году. Свой возраст, на который пришёлся переезд его семьи на новые земли, он хорошо запомнил, и не раз повторял ее в присутствии моего отца, например, в 60-70-е годы.
В то время, будучи учеником 5-6 класса, я и сам хорошо знал, что дядя Никита Железный родился в 1888 году. Дата эта мне очень понравилась и хорошо запомнилась потому, что в ней было много восьмёрок.
Ко времени приезда семьи дяди Никиты Железного в Михайловку село располагалось на нынешнем своём месте, но всё ещё называлось Новые Недобоевцы. В скором времени решением четвёртой царской Госдумы его переименовали в Михайловку, и храмовый праздник села с Петровки или Петрова дня, 12 июля, перенесли на Михайлов день, 21 ноября.
В разговорах с отцом дядя Никита не раз посмеивался над тем, как мой дед Пётр Ткач в шутку сокрушался о том, что «вот взяли и отняли у меня храм* и отдали его родному брату Михаилу».
* храмом у нас назывался престольный праздник 21 ноября в Михайлов день
Дядя Никита прожил долгую жизнь, лет 90 и более, как я помню. Мне было уже около 20-и лет, а он всё ещё изредка появлялся в селе возле магазина, что стоял на том месте, где сейчас пустырь перед входом в так и недостроенный сельский клуб, ставший немым укором горбачёвской Перестройке и своеобразным памятником по сгинувшему Советскому Союзу.
* * *
О первом местоположении хутора Новые Недобоевцы и о нынешнем местоположении Михайловки по селу нашему ходит несколько легенд.
И это правильно. Потому что если нет документального подтверждения тем давним событиям, то пусть хотя бы существуют несколько версий о том, как происходили те давние события. А со временем, глядишь, и всплывут архивные или иные документальные сведения, проливающие свет истины на то, как зародилась Михайловка, о чём в данный момент, вполне возможно, ведётся только спорная речь.
Может быть, в легендах этих рассказывается чистая правда, но знаем мы её только со слов старых людей. Хотя не исключено, что где-то в архивах или церковных книгах могли сохраниться какие-то бумаги, подтверждающие создание в 1870-1880-х годах нового поселения в Бессарабии на месте нынешней Михайловки.
Эти документы стоит поискать, ведь нашлись же в архивах бумаги IV Государственной Думы царской России, работавшей с 1912 по 1917 годы, о присвоении поселению Недобоевка нового статуса: оно получило название – село Михайловка с престольным праздником в Михайлов день, 21 ноября.
Опираясь только на рассказы людей, которых давно уже нет в живых, я не хочу стать проповедником единственной истины об истории села Михайловка. Возможно, что кто-то располагает или сможет найти достоверные документы на этот счёт.
Тем не менее, предлагаю ознакомиться с одной из версий о зарождении и становлении села Михайловка. Надеюсь, прочтение её станет не только полезным, но и занимательным для читателей. А кто-то из молодых людей, быть может, после этого захочет докопаться до истины. Этому я буду очень рад и могу только пожелать таким правдолюбцам – Бог в помощь!
* * *