Продолжение , начало в Абрамцево часть1 https://ok.ru/group54116196024553/topic/157570217180649 Абрамцево — особый край, целая страна, где растут могучие ели и колышутся нежные травы. Где можно выйти к заросшему пруду, у которого грустила Аленушка, или вдруг оказаться перед избушкой на курьих ножках
Вот, наконец, за все терпенье судьба вознаградила нас: Мы нашли именье по вкусу нашему как раз. Прекрасно местоположенье, гора над быстрою рекой, Заслонено от глаз селенье зеленой рощею густой. (С. Т. Аксаков)
Давно мечтала побывать в Абрамцево. Кто хотя бы немного интересуется русской литературой и живописью, скорее всего слышал об этом имении, ведь там бывали и творили многие русские талантливые люди.
Сергиев Посад
Гостиниц в Хотьково и в Абрамцево мы не нашли, или не было свободных мест или слишком дорого. Поэтому остановились мы в Сергиевом Посаде. И в Сергиевом Посаде побывали и в Абрамцево съездили. Тем более что от Сергиева Посада до Абрамцево можно легко добраться на маршрутке 55, которая ходит достаточно часто. Правда нужно учесть, что эта маршрутка идет и по укороченному маршруту, поэтому нужно быть внимательным.
Хотьково
На этой же маршрутке можно добраться и из Хотьково. Посещение усадьбы платное. Нужно купить билеты в кассе. Об этом я писала в части 1.
Мы купили заранее билет в интернете на посещение главного дома усадьбы, на 11 часов. Приехали к открытию усадьбы в 10. Чтобы осмотреться и немного прогуляться до осмотра.
В кассе мы купили единый билет на посещение всех достопримечательностей. На территории нет кафе и других пунктов с едой и напитками. Хотя закрытые киоски на краю усадьбы мы видели.
Есть только небольшая торговая точка с сувенирами. Кафе есть рядом с усадьбой. Но об этом позднее. Лавочек же для отдыха хватает. Есть даже столики со стульями, где можно перекусить, если вы захватили с собой еду.
Туалет - рядом со входом бесплатный и вполне приличный.
А теперь прогуляемся по живописной территории усадьбы.
ПОСТРОЙКИ В имении находится несколько исторических построек с собственными художественными коллекциями.
Первое ,что мы видим выйдя от входа на большую полянку с большой клумбой в центре - это господский главный дом.
УСАДЕБНЫЙ ДОМ
История не сохранила имени главного архитектора Абрамцева. Деревянный одноэтажный дом построили в конце XVIII века и при каждом новом владельце перестраивали. При Мамонтове были достроены мезонин и эркер, продлен нижний этаж с южной стороны. Именно в таком виде хозяйский дом предстает гостям и в 21 веке. При этом его первоначальный силуэт легко угадывается . В 2013году его полностью отреставрировали.
1890г
Абрамцевская усадьба — редкий образец деревянного провинциального классицизма. О принадлежности к этому стилю свидетельствуют симметричные пропорции, колонны на восточном фасаде и полукруглые итальянские окна на фронтонах . Это двухэтажное деревянное здание с двумя флигелями.
Западный фасад дома выходит на площадь перед входом в усадьбу Абрамцево. Восточный фасад находится на краю ровной площадки, за которой начинается крутой спуск к реке Воре. В этом доме обустроен музей, где сохранена обстановка барского дома: мебель, некоторые картины, созданные в усадьбе, книги, печь, покрытая изразцами, сделанными Врубелем
Внутри воссозданы интерьеры прошлых эпох. В некоторых комнатах представлены предметы — фотографии, картины, мебель, книги — времён Аксаковых. Эти экспонаты в начале XX века собирались в московских антикварных магазинах и лавках старьёвщиков. Об этом подробно в Абрамцево Часть1.
Репин.Абрамцево
Парк Абрамцево в этом месте сделан в виде террас, спускающихся к реке. С этой стороны Мамонтов высадил у дома Римскую Рощу, в память о знакомстве в Риме в 1872 году с Поленовым и Антакольским. После этого знакомства образовался Мамонтовский Кружок.. Прогулка продолжается, и мы заглянем во все постройки этой усадьбы.
ЛЮДСКАЯ
Справа от усадебного дома здание «Людская». Деревянная изба, служившая прислуге Мамонтовых была построена в 1870 году, когда Савва Иванович приобрел усадьбу у Аксаковых и осуществил ее благоустройство и перестройку.
К сожалению, оригинальная изба не сохранилась, сейчас можно видеть ее реконструкцию. Сейчас в ней расположена сувенирная лавка.
Рядом с Людской радует нас цветением гортензия.
ИЗБУШКА-КОРМУШКА
Здесь же мы увидели первую кормушку, по усадьбе таких кормушек встретили еще несколько. Вполне себе деревянное зодчество в стиле Абрамцево. Правда уже далеко не новые. Но дерево есть дерево. Быстро «стареет», Есть и другие кормушки, более современные. Птиц здесь любят.
МАСТЕРСКАЯ Далее по тропинке от Людской находится Мастерская.
Возле каждой постройки можно прочитать историю создания данного домика.
Мы купили единый билет, поэтому могли заходить в любое здание. На пороге нас встречает смотрительница. Во всех постройках усадьбы есть подробное описание внутренней экспозиции. Оно находится либо на стенах, либо вам дают в руки заламинированное описание на картонке. За экскурсовода нужно платить отдельно, поэтому многие предпочитают просто прочитать краткий экскурс по дому.
Деревянный флигель построили в 1873 году по проекту архитектора Виктора Гартмана — одного из основоположников неорусского стиля.
Крыльцо, наличники и карнизы декорированы тонким резным орнаментом, который напоминает вышивку с русских народных костюмов.
Здание состоит из жилой пристройки с низкой, почти плоской крышей, и скульптурной мастерской, перекрытой двускатной кровлей. С западной стороны расположено крыльцо, ведущее в сени, откуда направо – вход в две небольшие комнаты, и прямо – в мастерскую.
В мастерской хорошо продуманное естественное освещение. Мастерская – единственное сохранившееся до нашего времени деревянное произведение Гартмана – яркий образец «русского» или, вернее, псевдорусского стиля, одного из направлений архитектурной эклектики, характерной для второй половины XIX столетия.
При Мамонтовых в здании располагалась гончарная мастерская. Часто гостивший здесь художник Михаил Врубель увлёкся керамикой и вскоре стал руководить этой студией. Также здесь работали М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, С.И. Мамонтов, увлекавшийся скульптурой, а в жилых комнатах в летнее время останавливались В.А. Серов и И.С. Остроухов.
В 1920-х гг. здесь жила семья художника П.П. Кончаловского. Здесь производилась авторская посуда, декоративная скульптура и невероятные по красоте изразцы для московской недвижимости Мамонтовых и их подмосковной усадьбы.
Абрамцевские изделия были очень популярны. Их продавали в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городах. Знатоки восхищались этими художественными работами на выставках. А в 1900 году произведения абрамцевских мастеров были удостоены самых почетных наград на Всемирной торговой выставке, проходившей в Париже.
В бывшей скульптурной мастерской устроена выставка майолики — здесь работы, связанные с героями русского фольклора: модернистское прочтение сюжета о Садко, герои оперы «Снегурочки», главную роль в которой исполняла жена Врубеля — певица Надежда Ивановна Забела. Здесь же — работы Поленова на античные сюжеты, блюда и вазы Александра Головина в русском стиле. Сегодня в мастерской можно посмотреть работы Врубеля — изразцовые панно, портреты, скульптуры и живописные произведения.
О том, что творчество и ремесло в Абрамцеве не разделялись, свидетельствуют образцы здешней керамической плитки с тонкими переливами, которую особенно любили московские архитекторы: она называлась «абрамцевская акварельная». Переходы эти — результат обжига, восстановительный способ обжига с введением солей металлов
Когда во время обжига происходит реакция, появляется металлический блеск: цвет зависит от металла, который вводят. Такой плиткой с изразцами облицована и одна из главных абрамцевских достопримечательностей — «скамья Врубеля», стоящая на возвышении. Эти же изразцы можно видеть на печах в главном доме, которые тоже оформил Врубель.
В узорчатом резном тереме Студии-мастерской регулярно проходят временные выставки работ известных живописцев, художников-графиков и скульпторов, а также мастеров декоративно-прикладного творчества.
КУХНЯ
Недалеко от Мастерской находится Кухня. Теперь она является музеем крестьянского быта.
Кухня построена в 1870 г. на месте старой аксаковской кухни. Первоначально служила жилым помещением, пока не был отремонтирован и перестроен усадебный дом.
Позднее использовалась по назначению и делилась на собственно кухню и жилую комнату для прислуги. В центре постройки находилась печь. В первой половине 1880-х гг. кухня была соединена с усадебным домом крытым переходом, который просуществовал до 1930-х гг.
В наши дни в кухне хранится коллекция произведений русского народного искусства, собранная участниками Мамонтовского художественного кружка и дополненная в XX столетии. Здесь представлены мебель, предметы крестьянского быта, домовая резьба и другие произведения. Просто восхищаюсь мастерами , которые сотворили такую красоту. ! И так сохранилась до нашего времени. Для тех , кто не в теме старых кухонных приспособлений - везде пояснения. Что это и для чего и откуда..
ОБЗОРНАЯ ПЛОЩАДКА И СКАМЬЯ ВРУБЕЛЯ
Вблизи мастерской расположен холм, с которого открывается красивая панорама. Холм называется «Таньонов нос» по имени французского гувернёра Мамонтовых Жюля (Юлия Павловича) Таньона, обустроившего здесь садик.
Этот ландшафт Михаил Нестеров взял за основу для своего полотна «Видение отроку Варфоломею».
Летом вид на долину реки Вори закрыт деревьями, а открывается он лишь поздней осенью, когда на деревьях уже нет листьев.
Здесь установлена большая скамья, украшенная керамической плиткой с причудливыми узорами, сказочными созданиями и невероятными цветами.
Изразцы создавались в местной мастерской по эскизам Михаила Врубеля, поэтому лавочку назвали в его честь. Изразцовая скамья, которую также называли керамическим диваном, изначально задумывалась как место отдыха обитателей усадьбы и её гостей.
Она была установлена в 1915 году. Часть изразцов была утрачена, и лишь в 1960 году скамью отреставрировали и защитили стеклянной витриной. В музее-усадьбе хранится также ваза работы Врубеля, которая называется «Поэт». Если к ней присмотреться, то можно увидеть среди узоров портрет Пушкина.
БЕЛЫЙ ДОМ
Наискосок от Главного усадебного дома через полянку расположен так называемый Белый дом.
Это самая поздняя постройка на территории музея-заповедника. Здание возвели в 1938-1939 годах. Изначально это был лечебный корпус санатория. Из-за цвета фасада его прозвали Белым домом. Отреставрировали здание не так давно.
Сегодня внутри располагается музей «Искусство ХХ века».
Основу коллекции музея составляют работы общества художников «Бубновый валет».
Самые ценные работы принадлежат кисти Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Василия Рождественского, Аристарха Лентулова и Роберта Фалька.
Именно в этом доме отдыха для работников искусства Вера Мухина создала макет скульптуры «Рабочий и колхозница».
В отдельном зале - процесс создания моделей скульптур.
Выставка находится на 3х этажах. ДУБ
Рядом с Белым домом растет самое старое дерево на территории усадьбы: ему больше 250 лет. Высота дерева составляет почти 30 метров, а диаметр — полтора метра. Настоящий гигант!
Искусствоведы говорят, что именно этот дуб запечатлел на своей знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею» художник Михаил Нестеров. А ещё дерево вдохновило Виктора Васнецова на «Богатырей». «А уже как дубы превратились в „Богатырей“, объяснить не могу, должно быть, приснилось!» — вспоминал живописец
БАНЯ ТЕРЕМОК Слева от главного дома расположено одноэтажное деревянное здание с высокой крышей, которое напоминает сказочный терем.
В первой половине XIX века на этом месте стояла баня, в которой парилось многочисленное семейство Аксаковых. При Мамонтовых в 1877-1878 годах здание перестроили по проекту архитектора Ивана Ропета. За сказочный облик строение стали называть теремком. Баня была слишком красивой, чтобы использовать её по прямому назначению, поэтому стала гостевым домом.
Баня-Теремок служила гостевым флигелем для многих известных художников. Например, здесь подолгу гостил живописец Валентин Серов. В наше время здесь открыт музей произведений участников Абрамцевской столярной мастерской.
Баня-теремок хранит коллекцию мебели и предметов быта с искусной резьбой. Часть мебели изготовлена по эскизам художницы Елены Поленовой, сестры Василия Поленова.
Внутри можно увидеть изразцовые печи с майоликой (обожжённая глина с разноцветной глазурью) по эскизам Врубеля.
В центре бани – печь, к которой примыкают все внутренние стены постройки.
Здание венчает четырехскатная кровля, первоначально покрытая суриком, а в начале XX в. раскрашенная «в шашку».
Пропильная резьба украшает здание на фронтонах, под свесами кровли и на крыше крыльца.
Сотрудники музея часто просят гостей посчитать деревянных сов на фасаде этой достопримечательности. Это непростая задача, так как птицы там повсюду: на светильниках, балкончиках, на вершине терема. Даже массивная верхняя часть крыльца, если всмотреться, сделана в форме огромной совы!
БУТОВЫЙ КАМЕНЬ
Бутовый камень находится сейчас на месте фундаментов оранжерей. Их было две - по обе стороны от дорожки. Абрамцевские оранжереи были выстроены в 1871 году с обеих сторон аллеи, ныне ведущей от Бани-теремка к церкви Спаса Нерукотворного. В оранжереях росли персиковые и сливовые деревья, а также цветы, овощи и ранняя земляника.
Оранжереи были холодными, зимой в них поддерживалась невысокая температура, чтобы деревья прошли период покоя. После Рождества температуру постепенно повышали, и в феврале в Абрамцеве уже цвели персики. Оранжереи, к сожалению, разобрали за ветхостью в 1926 году. Сейчас их примерное месторасположение в парке обозначает каменная кладка.
Зато по периметру полянки с бутовым камнем тянутся зеленые насаждения, и цветут розы.
ВЕРХНИЙ ПРУД
Недалеко от Бани находится верхний пруд. Верхний пруд, по сравнению с Нижним, очень маленький, зато до него от Главного дома усадьбы два шага.
На берегу красивыми ветвями смотрится в пруд ракита.
Но сам пруд обмелел, видно, что совсем недавно вода поднималась значительно выше. А дальше- поле.
ПОЛЕНОВСКАЯ ДАЧА
Через небольшое поле видим ещё группу домов. Дальше уже начинается деревня. Один из домиков - Поленовская дача.
Деревянный дом был построен в 1882 году местной артелью. Предполагалось, что в доме будут жить В.Д.Поленов со своей супругой, Н.В.Якунчиковой, которые обвенчались в 1882 году в Абрамцевской церкви.
Портреты Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых работы Ильи Репина.. Дом использовался в качестве мастерской Поленова, здесь проводились домашние спектакли.
В начале ХХ века Поленовская дача стала сдаваться в наем. В 1915-1916 гг, во время Первой мировой войны, здесь размещался лазарет для слепых. После революции, когда на территории Абрамцево располагался дом отдыха и санаторий, здесь была столовая. Сейчас на даче Поленова проводятся различные выставки.
Внутри Поленовской дачи есть постоянная экспозиция.
С другой стороны дома - терраса.
Территория вокруг дома тоже заслуживает внимания.
ДОМ УПРАВЛЯЮЩЕГО Рядом -дом управляющего.
Дом был построен в 1890-х из брёвен, привезённых со строительства железной дороги Вологда — Архангельск. Некоторое время эта постройка являлась подсобным помещением Абрамцевской керамической мастерской. После её переезда в Москву в 1896 году здесь жил управляющий мамонтовской усадьбой.
Рядом небольшой деревянный мостик через овраг. Дорожка упирается в забор.
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО Отдохнув на скамейке, идем к одной из главных достопримечательностей Абрамцево -церкви.
Мамонтовы и их гости приезжали в Абрамцево по весне, накануне Пасхи. Но в это время речка Воря разливалась, и жители окрестных деревень лишались возможности попасть в ближайшую церковь.
Поэтому у Елизаветы Григорьевны возникает мысль о строительстве усадебного храма — и художники с удовольствием берутся за ее реализацию.
Небольшой абрамцевский храм считается одним первых в стране архитектурных памятников в неорусском стиле. За основу был взят собор Спаса на Нередице XII века из Великого Новгорода, но в то же время в нём можно найти и черты древних псковских и владимирских соборов.
Абрамцевская церковь знаменита не только необычным обликом, но и своими авторами. Великие художники Василий Поленов и Виктор Васнецов разработали проект и возводили эту достопримечательность буквально своими руками.
Автор «Трёх богатырей» выкладывал речными камнями на цементном полу огромный фантастический цветок, а создатель «Московского дворика» расписывал Царские врата.
Резьбой по камню занимался лично Савва Мамонтов, Врубель делал изразцы для церковного камина.
Иконостас сделали двухъярусным, как было принято в древнерусских церквях.
В храме смотрительница выдает нам план-схему иконостаса, где указаны все иконы и их авторы.
В иконостасе храма — образа, написанные Репиным, Поленовым, Врубелем;
Главную икону церкви создал Илья Репин. Образ Спаса Нерукотворного удивляет реалистической манерой, не характерной для иконописи. У зрителя возникает ощущение, что с иконы устремлён взгляд живого человека.
Иконы Сергия Радонежского и Богоматери создал Виктор Васнецов, Благовещенье слева - Поленова.
В праздничные дни здесь проводятся богослужения.
В часовне, пристроенной к храму, — могила самого Саввы Мамонтова, его родные похоронены рядом с церковью.
Этот некрополь тщательно восстановили в 2000г .
Здесь похоронены Савва, Елизавета ,Вера Мамонтова и ее сын Сергей Самарин.
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ В один из летних вечеров Мамонтовы задумали построить беседку недалеко от церкви.
Виктор Васнецов тут же набросал эскиз в виде избушки Бабы-яги и вызвался командовать постройкой.
Избушка сложена из крупных брёвен, опирается на пни. Крыша декорирована резной летучей мышью. Это животное в славянской мифологии было тесно связано с нечистой силой.
Удивительно, что за столько лет избушка совершенно не развалилась, и стоит такая же крепкая, как прежде, и её не коснулась рука вандалов. Возможно, это объясняется покровительством Бабы-Яги, которой эта избушка посвящена.
Строилась она, разумеется, просто для развлечения абрамцевских детей, но в результате оказалась произведением искусства, и знаменита далеко за пределами усадьбы. Впоследствии Васнецов часто обращался в живописи к сказочным сюжетам, его картины служат иллюстрациями ко многим детским книжкам, и постоянно мы видим вот такое оформление избушки - голова лошади и летучая мышь.
С другой стороны избушки - голова лошади, но уже с совой.
КАМЕННЫЕ ИСТУКАНЫ
Савва Мамонтов с 1875 года занимался постройкой Донецкой каменноугольной железной дороги в Харьковской губернии. Оттуда он привёз в свои владения трёх каменных истуканов, которые датируются XI-XIII веками и принадлежат к культуре кочевых половцев.
Эти скульптуры, как считают историки, изображали умерших аристократов — князей, военачальников и их жён.
Статуи устанавливались на курганах и в святилищах, которые были местами вознесения молитв предкам. Мы нашли только 2 каменные бабы.
ПАРК и РЕКА ВОРЯ Посетив усадьбу, обязательно стоит прогуляться по ее замечательному парку. Он разбит на трех террасах, спускающихся в долину реки Вори. В тенистом парке сохранилась старая Гоголевская аллея.
Гоголевская аллея
По аккуратным парковым дорожкам хорошо бродить в любое время года, но особенно приятно здесь бывать летом и в начале осени.
Вот такой переплет ...
В 1797 году Абрамцево приобрёл Ларион Васильевич Молчанов, при котором был вырыт Нижний пруд, сохранившийся до наших дней.
Можно спуститься через чащу леса к реке Воре и Нижнему пруду . Видимо, красота абрамцевской природы в большой мере способствовали тому, что С.Аксаков наконец на старости лет взялся за перо.
Здесь как-то всё к этому вдохновляет. Множество маленьких островков соединены аккуратными деревянными мостиками.
И ведь много картин посвящены этому месту! Вот, например, Илья Репин, "Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево)".
Или вот, Василий Поленов, "На лодке. Усадьба Абрамцево".
Лес здесь совершенно сказочный.
И даже из пней растут цветы..
Выйдя из усадьбы, мы пошли в сторону кафе. На карте было обозначено -Кофе с пирогами. Это небольшой закуток в магазине ,где через прилавок продают пироги и кофе можно приготовить из автомата. Есть там столики и... много людей. В общем нам это не понравилось и мы пошли в кафе «Абрамцево» рядом.
Кафе довольно неплохое, но без всяких заморочек в интерьере. Вдоль окон стоят мягкие уютные диванчики. Но там ждали группу, и нам все же пришлось купить те самые пироги, но кофе купить уже в кафе и уютно посидеть за нормальным столиком. Есть там еще и ресторан, но читала отзывы , что там очень дорого и не очень хорошее обслуживание. Возле остановка - площадка. На одной стороне скульптуры, на другой- много киосков, в основном с сувенирами.
тут тоже сова.
С маршруткой нам повезло.
Выйдя из кафе, почти сразу сели в 55 маршрутку, и ехали до Сергиева Посада меньше часа. От Абрамцево осталось очень много впечатлений. Поездка того стоила. Пост о Сергиевом Посаде- впереди. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить. #Абрамцево #Аксаков #Врубель #Гоголь #Паленовскаядача #скамьяврубеля
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев