Усадьба Абрамцево – государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник. Расположена в Московской области по адресу: Сергиево-Посадский район, городское поселение Хотьково, c. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1. Усадьба располагается на берегу реки Воря в 60 километрах от Москвы.
Музей занимает площадь в 50 гектаров. Среди подмосковных усадеб Абрамцево занимает особое положение. В отличие от роскошных дворцов Архангельского, Кускова и Останкина Абрамцево с его скромным домом не представляет с точки зрения архитектуры большого интереса, являясь обычным образцом мелкопоместных дворянских усадеб того времени. Значение Абрамцева заключается в том, что ему выпала завидная участь — дважды на протяжении XIX века усадьба была одним из центров русской культурной жизни.
В середине XIX века именно здесь писал вторую часть «Мертвых душ» Гоголь и творил Сергей Аксаков, который был владельцем усадьбы., а в 80-90-е здесь жила и творила практически вся Третьяковская галерея — Репин, Васнецов, Врубель, Нестеров, Серов, Коровин и другие художники. Нам предстоит проделать длинный путь по следам жильцов и гостей Абрамцева, путь от главного усадебного дома до жемчужины усадьбы — церкви, в создании которой приняли участие самые знаменитые русские художники рубежа веков.
ИСТОРИЯ АБРАМЦЕВО Абрамцево изначально называлось Обрамково , от слова «обрамк» (трансформировавшееся в Абрамково) – то есть место, обрамленное лесом или крутой овраг, расположенный рядом с прудом, рекой. Но московский говор акающий и поэтому, со временем, Обрамцево стало называться Абрамцево.
1890г
По сей день это место может похвастаться прекрасным сосновым бором вокруг и живописной набережной реки Вори. Вот с этого балкончика мы видим овраг, спускающийся к реке Воре.
В XVIII веке здесь после отставки поселился Федор Головин, служивший при Петре I на флоте. При нём на высоком берегу реки Вори в 1750 году построили деревянный особняк, который с небольшими перестройками сохранился до нашего времени и является главным зданием усадьбы.. После этого владельцы усадьбы менялись, а в середине XIX века она стала настоящим пристанищем русской интеллигенции и колыбелью неорусского стиля.
И.Е.Репин Абрамцево
В этой части рассказа об Абрамцеве речь пойдет об экскурсии по главному зданию усадьбы.
Нам повезло с экскурсоводом. Приятная женщина подробно рассказывала нам об обитателях усадьбы Абрамцево. Мы побывали практически во всех комнатах главного дома усадьбы. От нее мы узнали не только о предметах быта и обихода, но и о знаменитых обитателях , их творениях и судьбе. АКСАКОВ И ЕГО УДОЧКА
Портрет С.Т.Аксакова
В 1843 году участок выкупил уже пожилой знаменитый писатель Сергей Аксаков. Здесь было все, чего желал заядлый любитель природы: роща, пруд, речка и парк, возможность собирать грибы, охотиться и удить рыбу. Здесь он вместе со своей семьей проводит летнее время, как он пишет, «забывается сном, сотканным из воспоминаний» и подолгу бродит с удочкой.
С этого момента Абрамцево стало важным местом для культурной жизни страны. Гостеприимная усадьба быстро становится центром притяжения для писателей, журналистов, критиков, ученых и театральных деятелей.. Этот период истории усадьбы можно назвать литературным периодом.
В Абрамцеве Аксаков пишет книги о рыбалке и охоте. Эти книги высоко оценил его молодой современник И.С. Тургенев, будущий автор «Записок охотника». Кстати, ровесник старших сыновей Сергея Тимофеевича, Тургенев войдет в семью Аксаковых и наряду с Н. В. Гоголем, Ф. И. Тютчевым и другими писателями станет частым гостем в абрамцевской усадьбе. В семье Аксакова было 14 детей. «Удивительно, но такая большая семья принесла Сергею Тимофеевичу только одну внучку», — рассказывает нам наш экскурсовод. Зато старшие дети — Константин, Иван, Вера — прославились как литературные и общественные деятели, славянофилы.
"Вот, наконец, за все терпенье Судьба вознаградила нас: Мы, наконец, нашли именье По вкусу нашему, как раз. Прекрасно местоположенье, Гора над быстрою рекой, Заслонено от глаз селенье Зеленой рощею густой. Там есть и парк, и пропасть тени, И всякой множество воды; Там пруд — не лужа по колени, И дом годится хоть куды." (С.Аксаков об Абрамцево)
Буфетная
Первую свою книжку Аксаков написал здесь в возрасте 56 лет, это уникальный случай в русской литературе. Называлась эта книга «Записки об ужении ».
книга "Записки об ужении"
Фанаты бестселлеров присылали автору в знак почтения в Абрамцево рыбацкие снасти. Одна благодарная почитательница даже сделала леску из своих волос. Писатель дико гордился этим подарком: дал удочке с этой леской имя Леди и хвалился ею перед друзьями.
сонетка для вызова слуг
В Абрамцеве Аксаков завершает работу над «Семейной хроникой» и создаёт «Воспоминания» и «Детские годы Багрова-внука», а для своей внучки Ольги пишет сказку, которой суждено было стать самой известной его вещью: «Аленький цветочек».
Над столом акварельный портрет жены писателя Ольги Семеновны Аксаковой.
Портреты Ольги и других домочадцев Аксакова можно увидеть на стенах кабинета писателя: его обстановка сохранялась и при следующих владельцах.
Здесь же — письменный стол и кресло писателя, книги с автографами, герб рода Аксаковых.
Ольга Семеновна прожила долгую жизнь ( 85 лет). На одном из портретов старшая дочь Вера ( любимица отца и наиболее известная). Она хорошо писала маслом, рисовала карандашом, вела дневники и переписку ( они сохранились в архивах).
Вера стала организатором литературного салона в доме Аксаковых в Москве и в Абрамцеве, где бывали Гоголь, Толстой, Погодин и другие. Когда отец стал слепнуть, она писала под его диктовку. Всего у Аксакова было 7 дочерей.
В центре портрет матери Марии Николаевны Аксаковой, которую Сергей очень любил и когда его отвезли в гимназию ( в Казань) - он заболел от разлуки ( ему было 8 лет). Об этих отношениях он напишет потом в своих произведениях. Отцу - Тимофею Степановичу - мальчик был обязан своим увлечениям - рыбалкой и охотой. Слева портрет младшей сестры Надежды (1793-1887) в замужестве Карташевская, о ней тоже можно прочитать в произведениях брата. В каждой комнате усадьбы необычные люстры..
ГОГОЛЬ
Одно из помещений посвящено Гоголю: тут представлены его письма, прижизненные издания с автографами и дорожная шкаф-шкатулка. Купив Абрамцево, Аксаков пишет Гоголю: "Наконец-то, милый друг, я приобретаю усадьбу, где я смогу по достоинству принять вас!" Он просто боготворил писателя, и Гоголь этим беззастенчиво пользовался - подолгу жил тут, но капризничал, обижался, всех поучал и постоянно был всем недоволен.
Нужно очень постараться, чтобы в этом молодом и модном франте узнать черты такого знакомого всем Николая Васильевича Гоголя. А ведь именно так он выглядел, когда впервые приехал в усадьбу к Аксаковым!
Гоголь любил бродить по тенистым липовым аллеям, собирать грибы и любоваться местными пейзажами. Жизнь в усадьбе он ценил за тишину и спокойствие. Гостеприимные хозяева в своём доме отводили почтенному автору большую и уютную комнату. Гоголь был знатным мерзляком и зяб даже летом, поэтому для его комфорта в особняке постоянно топили печи.
Камин с керамикой Врубеля
Мезонин, в котором жил Гоголь, — на втором этаже аксаковского дома. На стенах — портреты Гоголя, иллюстрации к его произведениям и виды Италии; есть книга с автографом Михаилу Загоскину и дорожная шкатулка для писем, которая, возможно, Гоголю принадлежала.
На шкафу стоит копия бюста Гоголя работы Николая Рамазанова — лицо писателя скульптор изваял на основе посмертной маски.
Но по-своему Гоголь любил хозяина, и даже устраивал такую забаву - встав рано утром, он собирал в лесу белые грибы, а когда Аксаков выходил в лес с корзинкой, крался перед ним и везде втыкал эти грибы в землю. А старый подслеповатый хозяин очень радовался, как много он насобирал, не отходя от тропинки.
Николай Гоголь написал в Абрамцеве второй том «Мертвых душ» и даже зачитывал отрывки из произведения домочадцам
Асимметричная кушетка — дормез. Гоголь спал полусидя, он боялся, что, если ляжет в кровать и крепко заснёт, его в этом обморочном состоянии примут за мёртвого и похоронят заживо.
Ширма изготовленная в абрамцевских столярно-резчезких мастерских.
Наезжали в Абрамцево и Иван Тургенев, Михаил Щепкин, Федор Тютчев, Михаил Загоскин, Степан Шевырев, Александр Шаховской и другие. Ещё одним желанным гостем имения был Иван Тургенев. Он часто ходил рыбачить на местную реку. Однажды автор «Отцов и детей» безумно огорчил Аксакова тем, что выловил громадную щуку, в то время как гостеприимному хозяину достался лишь мелкий ёршик.
Тургенев на тяге. 1884г из собрания музея Абрамцево
Сергей Тимофеевич Аксаков скончался в 1859 году. После его смерти Абрамцево приходит в запустение – никто из детей Аксакова не хотел ездить за 60 километров от Москвы, чтобы ухаживать за домом. Но в 1870 году усадьбу купил Савва Иванович Мамонтов, промышленник-миллионер. После комнаты Гоголя идут комнаты семьи Саввы Мамонтова
ПРИ МАМОНТОВЕ
И.Репин портрет Мамонтова
Когда Мамонтовы приехали в Абрамцево, усадьба находилась в плохом состоянии, ведь Аксаковы покупали ее, когда были уже в возрасте, им не было тесно в одном доме. Но молодые Мамонтовы начинают активно обустраивать это место, и домики, которые мы теперь можем увидеть в Абрамцеве, — совместная работа Мамонтовых и их друзей-художников, которые в поисках национального стиля решают обратиться к прошлому.
начало 20 века
Был отремонтирован господский дом (при этом полностью сохранён архитектурный облик), разбит живописный сад, построены оранжереи для экзотических фруктов. Вблизи особняка возвели несколько флигелей и небольшую церковь. Жизнь подмосковной усадьбы перешла из литературной стези в художественную. Сюда съезжались предприниматели, актёры и музыканты, но в основном художники — от начинающих до признанных мастеров.
Путешествуя по Франции и Италии, Мамонтовы знакомятся с выпускниками Российской академии художеств — Антокольским, Поленовым, Репиным, Васнецовым и многими другими. И, конечно, пригласили их к себе в Абрамцево. Поэтичная русская природа, открытый воздух — и художники увидели в имении Мамонтовых большие возможности для художественной жизни в России.
Они приезжали и образовывали, как говорили сами, большую «дружественную семью». В имении подолгу отдыхали Илья Репин, Василий Суриков, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров и Валентин Серов — живописцы, чьи работы сегодня составляют основу коллекций главных картинных галерей страны.
Федор,Анатолий и Савва Мамонтовы(родные братья)
Сохранилось много воспоминаний о том, как семья Мамонтовых и их гости отдыхали в Абрамцеве. В летнее время днём они гуляли по лесу, плавали по реке на лодках, играли в горелки, лапту и в модный в те времена крокет.
Гости в Абрамцево. 1880г
Вечером устраивали пикники, небольшие выступления и разгадывали головоломки. Зимой чаще проводили время в усадебном доме. Современники говорили, что в холодный сезон здесь было особенно уютно: в каждой комнате растапливали печи и камины, пахло поленьями, потрескивали дрова.
чаепитие на веранде 1892г
Сам Савва Иванович, богатейший предприниматель, строитель Северной железной дороги, был талантливым скульптором. Его жена Елизавета Григорьевна принимала в делах кружка постоянное участие, играла в домашних спектаклях. У Мамонтовых было пятеро детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра (первые буквы их имён совсем не случайно складываются в имя САВВА).
Рабочий стол предпринимателя и мецената. На столе бюст дочери Верочки работы отца.
Мамонтов был очень творческий, незаурядный человек. Он изучал технику классического пения в миланском театре Ла Скала, учился живописи, играл на драматической сцене, прекрасно делал керамику и майолику, но в историю русской культуры он вошёл главным образом как меценат. Его называли "Савва великолепный, покровитель искусства".
Зинаида Николаевна Якунчикова- урожденная Мамонтова (гипс. 1882 год) - двоюродная сестра Саввы Ивановича. Работа Саввы, который занимался еще и скульптурой.
Его заслуги потребовали бы отдельной темы. Ну например, "Мамонтовская частная опера", в которой обрёл славу Фёдор Иванович Шаляпин. Благодаря Савве стал популярен Модест Петрович Мусоргский. Мамонтов во всем поддерживал Римского-Корсакова. Это его заслуги перед музыкой.
ВРУБЕЛЬ
М.Врубель автопортрет
Знаменитый художник Михаил Врубель очень многим был обязан Савве Мамонтову. Человек он был безалаберный, отчасти безумный, и нигде не мог устроится. Савва же постоянно давал ему заказы, по царски платил, кормил и давал жильё. Здесь в Абрамцево Врубель нашёл свою любовь - Надежду Забелу, которая была певицей "Частной оперы Мамонтова". Вот она в виде Царевны-Лебедь кисти супруга.
Врубель заведовал майоликовой мастерской Мамонтова, выполнял заказы и создавал декорации для постановок «Частной оперы Мамонтова».
М.Врубель.портрет Саввы Мамонтова
Врубель, попав в Абрамцево, в высшей степени увлекся работой над керамическими изразцами для печей. Он полностью окунулся в это ремесло и подолгу проживал здесь. Все печи в абрамцевской усадьбе украшены керамикой Врубеля.
Чудная лежанка с мордой льва работы Михаила Врубеля, на которой любили лежать дети Саввы Мамонтова.
Эта комната у Мамонтовых была детской, и художник М. А. Врубель в начале 1890-х годов для детей Мамонтова сделал такую печь-лежанку.
Ажурные полукресла, стулья с резными рамами и спинками, столик в стиле петровского барокко, переосмысленного Е. Д. Поленовой, сестрой Василия Дмитриевича Поленова.
СЕРОВ,ВАСНЕЦОВ И ДР
Живописная природа и многочисленные обитатели усадьбы давали художникам богатый материал для творчества. Валентин Серов оказался в Абрамцеве в раннем возрасте, очень полюбил семью Мамонтовых, привязался к Елизавете Григорьевне и даже называл ее «второй мамой».
В Серов автопортрет 1880г
На террасе Абрамцева родился один из главных шедевров русской живописи: Валентин Серов создал здесь свою знаменитую «Девочку с персиками». Для картины позировала 11-летняя Вера Мамонтова, дочь владельца усадьбы.
Вера Мамонтова
Персики родом из местных оранжерей, а кленовые листья — из уютного приусадебного парка, что виден в окне.
Она же позднее стала прообразом «Алёнушки», которую написал Васнецов. К несчастью, Вера Саввишна умерла молодой, лишь тридцати двух лет.
В.И.Васнецов 1882г
Портрет Виктора Васнецова, который ( как и его брат Аполлинарий) входил в состав Абрамцевского кружка. Не только Вера Мамонтова была источником вдохновения для художников. Её брат Андрей был увековечен Виктором Васнецовым в образе Алёши Поповича в «Трёх богатырях».
Он же стал главным героем полотна «Иван-царевич на Сером Волке».
В Абрамцеве находит пейзажный фон для своей картины «Видения отрока Варфоломея» Михаил Нестеров. Художник так описывал этот момент: «Однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота».
Илья Репин пишет портреты и зарисовки мамонтовского семейства, в ближайших деревнях находит нужные ему крестьянские типы, а в чудесной абрамцевской природе — элементы будущих пейзажей. Здесь художник задумал «Крестный ход в Курской губернии» и зарисовал для будущей картины мальчика-горбуна, здесь же он делает первые эскизы «Запорожцев».
Крестный ход в Курской губернии .В.И.Васнецрв
И.С.Остроухов в Абрамцевском парке1887г
Путешествие по сегодняшнему музею — это рассказ о жизни усадьбы и Абрамцевского кружка: в каждой комнате здесь — свидетельства того фантастически насыщенного творческого процесса, который шёл в усадьбе с 1870-х по 1890-е годы.
Верочку художники называли «абрамцевской богиней», потому что она была хороша собой, но про Елизавету Григорьевну говорили — «наша мама».
Небольшой кабинет Елизаветы Григорьевны : здесь можно видеть бюст работы Марка Антокольского, изображающий одного из героев Лессинга, её любимого писателя, несколько икон — копий работ западных мастеров.
В кабинете можно увидеть виды и планы храма в Абрамцево, который Мамонтовы в 1881–1882 годах построили в усадьбе. Ключи от церкви (храм Спаса Нерукотворного), всегда хранился в ее кабинете.
Важно, что Елизавета Григорьевна очень любила помогать людям тайно, чтобы человек не догадался о помощи. Двоюродным братом Елизаветы Григорьевны был Константин Станиславский: он бывал в Абрамцеве, как и многие другие знаменитые артисты — Ермолова, Комиссаржевская, Шаляпин (Мамонтов, основатель Московской частной русской оперы, Шаляпину особо покровительствовал).
Как человек верующий из своих путешествий она привозила различные святыни. Например из Италии она привезла панно «Мадонна с младенцем».
Красная гостиная - это собрание портретов обитателей усадьбы.
Как и в любой гостиной нас здесь встречают хозяева этого дома Савва Иванович, Елизавета Григорьевна портреты работы художника Репина. Наверное, самые узнаваемые их изображения. В центре, другой художник Николай Неврин написал их в роли Ивана Грозного и его жены.
В красной гостиной по соседству с кабинетом сохранилась скатерть с автографами гостей: подпись на скатерти в точности копировалась вышивкой.
Существовала традиция, по которой каждый визитёр расписывался на полотне мелком. Потом хозяйка поместья, Елизавета Мамонтова, вышивала надписи разноцветным шёлком. На полотне оставили «следы» 119 человек, в том числе художники Репин, Поленов, Врубель, Васнецов и Серов. Один таинственный автограф — «Федя» — долго не могли идентифицировать, пока в Абрамцево не приехал потомок Фёдора Шаляпина и не узнал почерк прославленного артиста.
Нам удалось разглядеть подписи Арцыбушева, Поленова, Васнецова.
Здесь можно видеть синтез искусств : «Гвидон» — каминный экран работы Врубеля, который светился, когда в печи горел огонь,
«Орфей» — скульптура, созданная самим Мамонтовым, бюст Данте, привезённый из Италии.
Елизавета Григорьевна была талантливой пианисткой, поэтому специально для нее приобрели рояль, такой интересной формы, потому что ставился в угол.
Среди работ, которые можно увидеть в залах музея, — последний эскиз Васнецова к «Алёнушке», небольшие полотна Коровина, Поленова и Репина, авторская копия «Видения отроку Варфоломею» Нестерова и один из вариантов скульптуры Серова «Похищение Европы» (сюжет, особенно интересовавший художника).
Скульптура Серова "похищение Европы"
Часть работ сохранялась здесь всегда, часть была прислана из других собраний. В комнате, где нам начали рассказывать об Абрамцевском кружке, — графика, в том числе портреты, которые художники кружка в одно и то же время рисовали друг друга.
Абрамцевский пруд можно увидеть на картине В.Васнецова "Аленушка". Кстати, на его берегу уже в наше время Андрей Тарковский снимал одну из сцен "Соляриса".
Не забыли и про "Аленький цветочек", написанный в этой усадьбе.
Здесь же — мебель из столярной мастерской: к работе привлекали не только художников, но и местных крестьян, которые могли зарабатывать этим промыслом. Сегодня мебель в этом стиле делают в васнецовском колледже, который расположен в Хотькове.
В усадьбе много красивой резной мебели, сделанной в столярной мастерской по эскизам Елены Дмитриевны Поленовой и Аполлинария Михайловича Васнецова.
За красной гостиной следует столовая, в которой была написана знаменитая "Девочка с персиками".
Здесь сохранилась обстановка, при которой создавалась «Девочка с персиками», — знаменитый стол с белой скатертью и даже оригинальные детали с заднего плана картины — синяя тарелка на стене и деревянная фигурка гренадёра .
На мольберте стоит копия картины, которую Валентин Серов писал в этой комнате полтора месяца. Моделью была непоседливая Веруша Мамонтова. За каждый сеанс художник ей обещал кататься на лошади. За этим столом сидела Вера Мамонтова и если сравнить картину и вид сейчас, то создается впечатление, что ничего с того времени не изменилось.
Бюст выполнен Саввой Морозовым. Не зря говорят: "Талантливый человек талантлив во всем".
Бюст Веры Мамонтовой.
В столовой стоит камин Врубеля. Творческая жизнь Абрамцева стала центром формирования «неорусского стиля». Кружок, созданный в усадьбе, не имел своего устава, но стал серьезным ориентиром для творческой интеллигенции того времени.
Абрамцевский кружок
Художники по-разному осмысливали поэтику и стилистику народного творчества. Они организовали две мастерские: столярно-резчицкую и керамическую. Созданный здесь «неорусский стиль» стал основой модерна в России.
Значение абрамцевского художественного кружка трудно переоценить. Его участники стали инициаторами сохранения памятников русского декоративно-прикладного творчества. Их усилиями были возрождены также ремесленные традиции деревянной резьбы и изготовления изразцов.
В 1899 году Савву Мамонтова постигло несчастье: его обвинили в злоупотреблениях и неуплате долгов, он был арестован и полгода провёл в тюрьме. Художники Абрамцевского кружка выступали в его поддержку. В суде Мамонтова защищал выдающийся адвокат Фёдор Плевако; с предпринимателя были сняты уголовные обвинения, но долги разорили его — пришлось продавать имущество, в том числе и большую часть художественного собрания. Вскоре после суда Мамонтов разошёлся с женой; долгое время он жил в Москве у дочери Александры.
Александра Саввишна Мамонтова
Из Абрамцева он перенёс в Москву гончарную мастерскую, которая обеспечивала небольшой доход. Он пережил троих из своих детей и маленького внука и скончался в 1918 году, завещав похоронить себя в Абрамцеве.
СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ В том же 1918-м усадьба была национализирована и стала музеем. Последняя её владелица, Александра Мамонтова, получила на неё «охранную грамоту» и занялась описанием коллекции: составленными ей инвентарными книгами до сих пор иногда пользуются музейные сотрудники.
Осень в Абрамцеве. Василий Дмитриевич Поленов.
Впереди у музея была непростая судьба. В 1920-е его неоднократно пытались закрыть. Александра Саввишна руководила им до 1926 года, а в 1928-м её арестовали и пять месяцев продержали под следствием. В Абрамцево она уже не вернулась. Имя Мамонтова для советской власти было неудобным, и поэтому долгое время музей носил имя предыдущего владельца усадьбы — Сергея Тимофеевича Аксакова.
Осинки. Абрамцево. 1886. Васнецов Аполлинарий Михайлович
Неожиданно в 1932 году музей закрывают. Здесь была организована здравница — элитный дом отдыха для театральных деятелей. Здесь отдыхали Александров с Орловой, Кукрыниксы, Тихон Хренников. Есть воспоминания, что врач вёл приём в бывшем кабинете Аксакова. И в этом же кабинете находились письма Гоголя, которые отдыхающие могли спокойно посмотреть. Кое-какие мелочи, разумеется, из дома пропали, например фарфоровая посуда.
После начала Великой Отечественной, уже в 1941-м, прямо в усадьбе был организован военный госпиталь для офицерского состава. Музейные предметы были эвакуированы в Загорск. Здесь тоже была культурная жизнь: выступала, к примеру, Людмила Целиковская , пел Леонид Собинов. После войны музей вновь открылся: его директором стал Николай Пахомов, литературовед, занимавшийся в том числе творчеством Аксакова.
Всеволод Саввич Маонтов
Он пригласил на работу младшего сына Мамонтовых — Всеволода Саввича, которому было уже под восемьдесят. Всеволоду Саввичу, шутившему, что в первый раз он приехал в Абрамцево ещё в утробе матери, пришлось выполнять странную задачу: он ходил с музейными работниками, показывая, на каких местах в его детстве стояли вещи, привезённые к тому времени из Загорска. По соседству с главным домом всё ещё жили отдыхающие и люди, переселённые сюда в годы войны, и новому директору приходилось заниматься их расселением.
1950г
При этом художественная жизнь в Абрамцеве все эти годы не прекращалась. В 1910–20-х здесь бывали живописцы группы «Бубновый валет» — Пётр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Надежда Удальцова, Роберт Фальк.
В советские годы в Абрамцеве и его окрестностях продолжали работать и официальные, и неофициальные художники. Неподалёку от усадьбы, на другом берегу реки Вори, был основан посёлок художников Ново-Абрамцево: тут жили такие авторы, как Вера Мухина, Борис Иогансон и Игорь Грабарь, благодаря которому абрамцевский музей смог возродиться после войны.
1969г
Одним из основателей посёлка был Павел Радимов — не только художник, но и уникальный поэт, печатавший «крестьянские гекзаметры».
СЕГОДНЯ Усадьбе принадлежит обширная территория в 50 га, на которой размещены несколько памятников архитектуры и большой парк. Музейные коллекции, собранные здесь, очень богаты и содержат более 25 тыс. экспонатов – живописных и графических работ, скульптурных произведений и изделий народного творчества, редкие архивы и фотографии.
В 1960-е имя Саввы Мамонтова понемногу «реабилитировалось»: о нём и его роли в становлении Абрамцевского кружка говорили всё больше. В конце 1970-х в Абрамцеве началась первая из масштабных реставраций — приуроченная, как и многие «большие ремонты» того времени, к московской Олимпиаде. Тогда в экспозиции появилось много предметов, принадлежавших семье Мамонтова.
Сотрудники музея стали вводить в экспозицию предметы быта — насколько позволяла коллекция музея - хотелось показать Мамонтова и художников в этой уютной обстановке . Это связано и с парком, который Мамонтов очень любил, и с другими зданиями, помимо усадебного дома, — в первую очередь церковью Спаса Нерукотворного Образа, построенной в начале 1880-х по эскизу Васнецова.
Сегодня почти во всех зданиях на территории усадьбы есть постоянные и временные экспозиции.
РЕЖИМ РАБОТЫ График работы музея-заповедника зависит от времени года. Зимой по понедельникам и вторникам в музее выходной. В другие дни экспозиции открыты с 10:00 до 18:00 (билеты продаются до 17:30). По усадебному парку можно прогуляться в любой день с 10:00 до 17:45. Летом музей закрыт только по понедельникам. В будние дни и в воскресенье работает с 10:00 до 18:00, по субботам дольше обычного — до 20:00.
КАК ДОБРАТЬСЯ Усадьба Абрамцево находится в 60 километрах от Москвы по направлению к городу Сергиеву Посаду. Можно сесть на электричку на Ярославском вокзале и доехать до станции Абрамцево. Далее прогуляться по лесной тропе до музея. Путь займёт примерно полчаса. Второй вариант — сесть на ту же электричку, но выйти на станции Хотьково. Потом на автобусе или маршрутке № 55 доехать до главного входа в музейный парк.
На своём авто из Москвы надо ехать по Ярославскому шоссе до поворота к деревням Лешково и Радонеж, далее следовать до Хотьково. Важно не пропустить поворот на Абрамцево и затем ехать по главной дороге до музея-заповедника. В навигаторе можно выставить адрес: городское поселение Хотьково, cело Абрамцево, Музейная улица, 1.
ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ УСАДЬБЫ. Возле входа на территорию усадьбы есть стоянка, велопарковка и кафе. Главный усадебный дом можно посетить только с экскурсией по сеансам. Мы приобрели билет в интернете, но как оказалось, можно было купить и в кассе. Экскурсии были с 15минутным интервалом. Стоимость — 450 рублей. Льготный - 350, для школьников -200. Чтобы побывать в остальных постройках, придется доплатить от 70 до 200 рублей. Или приобрести единый билет за 500(льготный 400, школьникам 250). За прогулку в парке — 60 рублей, но при покупке одного из более дорогих билетов походить по территории можно бесплатно. Продолжение прогулки по Абрамцево совсем скоро…
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев