К сожалению, наше детство и взросление проходило вдалеке от церкви. Мы не произносили молитвы и не ходили в храмы. Да и храмов- то действующих было крайне мало. Но вот сейчас большинство храмов переданы церкви, и очень много восстановлено или восстанавливаются. И это наша русская православная история , которую многие из нас не знают. А зайдя в церковь, даже не знаем куда поставить свечку за здравие или упокой. И что означают все эти храмовые атрибуты. Пусть даже мы не истинные верующие , которые ходят в храм постоянно, но думаю, что некоторые знания не помешают никому.
В прошлый раз я рассказала о том, какие бывают храмы и об их внешних архитектурных особенностях. Сегодня же давайте поговорим о том, как устроен храм внутри. Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь. Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещеных и не находящихся под епитимьей христиан. Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.
АЛТАРЬ
Слово «алтарь» переводится с латинского как «высокий жертвенник». Алтарь расположен в восточной стороне храма, поскольку Спаситель в Священном Писании называется Солнцем правды и Востоком , в церковных песнопениях Его называют «Восток востоков» .В летописных описаниях говорится, что при строительстве храма сначала намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Таким образом, алтарь должен быть ориентирован на восход солнца, чтобы люди, стоя напротив иконостаса, были обращены лицом к востоку.
Так строят храмы и сегодня. Место, обозначаемое словом «алтарь» имеет чрезвычайно высокое духовное значение. В христианском храме – это место сугубого пребывания Царя Славы, Господа Иисуса Христа. Алтарное помещение представляет собой абсиду, как бы пристроенную к восточной стене храма. Иногда бывает, что алтарь в храме находится не с восточной стороны, связано это с различными причинами, большей частью историческими.
В алтаре находятся Престол, на котором совершается Таинство Евхаристии и жертвенник, на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства (проскоми́дия). За Престолом расположено Горнее место. Кроме того, принадлежностью алтаря является сосудохранилище и ризница, где до и после Литургии находятся священные сосуды, используемые для совершения Таинства и богослужебные облачения священнослужителей. Названия Престол и жертвенник достаточно поздние, поэтому в богослужебных книгах в соответствии с древней традицией жертвенник называется предложением, а Престол носит также название Трапезы, так как на нем находятся и с него преподаются духовенству и верующим Тело и Кровь Христовы.
ПРЕСТОЛ Престол представляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр).
Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) и является самым святым местом храма, местом, где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах.
Святость Престола такова, что прикасаться к нему и к предметам, на нем находящимся, разрешается только епископам, священникам и диаконам.Престол для храма – то же, что Церковь для мира. Он символизирует собой в разные моменты службы и Христа Спасителя, и Гроб Господень, и Престол Святой Троицы.
СЕНЬ
В некоторых больших храмах сохранилась так называемая сень, или киворий. Символически она означает небо, раскинувшееся над землей, на которой совершился Подвиг Христа Спасителя. Престол представляет собой земную область бытия, а киворий – область бытия небесного. Внутри сени из ее центра к Престолу как бы опускается фигурка голубя, являющаяся символом Святого Духа. Сень обычно укреплялась на четырех столпах, реже – подвешивалась к потолку алтаря.
Поскольку в кивориям устраивались завесы, закрывающие Престол со всех сторон, то функционально они были близки к современной пелене – покрову, которым накрываются все священные предметы на Престоле по окончании богослужений.
ЖЕРТВЕННИК
В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (это не касается священных предметов, на нем помещаемых). В первую очередь это относится к размерам жертвенника, которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы..
На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом).
Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор. Прикасаться к престолу и жертвеннику могут только священнослужители.
ГОРНЕЕ МЕСТО Горнее (слав. возвышенное) место – это место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против Престола, где на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея, символизирующее Небесный Престол, на котором незримо присутствует Господь, а по его сторонам, но ниже устраиваются скамьи или сидения для священников. В древности оно имело название «сопрестолие».
КАДИЛО Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола).
Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
ИКОНОСТАС Между средней частью храма и его главной частью - алтарем - находится иконостас. Иконы на нем как бы связывают наш мир с миром небесным.
1. Местный ряд 2. Праздничный ряд 3. Деисусный ряд 4. Пророческий ряд 5. Праотеческий ряд 6. Навершие (Крест или Голгофа) 7. Икона «Тайная Вечеря» 8. Икона Спасителя 9. Икона Пресвятой Богородицы 10. Местная икона 11. Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле» 12. Царские врата 13. Диаконские (северные) врата 14. Диаконские (южные) врата Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма не отделялся, лишь иногда там устанавливали низкую решетку, чтобы воспрепятствовать толпе. Впоследствии, на решетке стали закреплять особо чтимые иконы, обращенные ликами к молящимся. Это свидетельствовало о том, что в нашей молитве участвуют и святые. Впоследствии количество икон в иконостасе стало умножаться. На Руси появляются иконостасы в 5 и более рядов икон вверх. Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.
Православная икона должна иметь два необходимых атрибута: нимб – золотое сияние в форме круга над головой святого, которое изображает его Божественную Славу; кроме этого икона должна иметь надпись с именем святого, что является церковным свидетельством соответствия образа (иконы) первообразу (самому святому)
Первый ряд – иконы, называемые «местные», это главные иконы иконостаса: образы Спасителя и Божией Матери, они всегда располагаются по бокам от центрального входа в алтарь (царских врат). Здесь же располагается икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм, а также иконы особо почитаемых святых. Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейной молитве. Третий ряд: (обычно) праздничный, это самые главные праздники Православной Церкви. Четвертый ряд: библейские пророки со свитками, в которых написаны их пророчества. Пятый ряд: ветхозаветные праотцы, среди которых, Адам и Ева, Ной, Авраам, Моисей и другие. Завершается иконостас обычно иконой Распятия или Крестом Спасителя.
ЦАРСКИЕ ВРАТА – двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.
Через Царские врата никому кроме священнослужителей, и то только в определенные моменты богослужения, проходить не разрешается.
На Царских вратах изображаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Апостолов, которые написали Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними помещается образ Тайной Вечери, который указывает также, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат – икона Божией Матери.
ДИАКОНСКИЕ(боковые) врата расположены: 1. Направо от иконы Спасителя – южная дверь, на которой изображается либо архангел Михаил, либо архидиакон Стефан, либо первосвященник Аарон. 2. Налево от иконы Божией Матери – северная дверь, на которой изображаются либо архангел Гавриил, либо диакон Филипп (архидиакон Лаврентий), либо пророк Моисей.
В особые моменты богослужения через Царские врата входят и выходят священнослужители. В остальных случаях вход и выход в алтарь происходит только через диаконские врата. Вне богослужения и без полного облачения входить и выходить через Царские врата имеет право только архиерей (епископ и выше).
Боковые двери называются диаконскими, так как через них чаще всего проходят диаконы. Справа от южной двери помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой справа от образа Спасителя, между ним и изображением на южной двери всегда должна быть храмовая икона, т. е. икона того праздника или святого, в честь которого освящен храм
СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ХРАМА
Средняя часть храма, как это явствует из ее названия, находится между алтарем и притвором. Поскольку алтарь ограничен иконостасом не полностью, то некоторая его часть «выносится» за пределы алтарной перегородки. Эта часть представляет собой возвышенную по отношению к уровню остального храма площадку и носит название СОЛЕЯ (греч. возвышение посреди храма). Это возвышение может иметь одну или несколько ступеней.
В таком устройстве солеи таится удивительный смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле иконостасом, а выходит из-под него к людям, давая возможность понять очевидное: для молящихся, стоящих в храме, во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Полукруглый выступ в центре солеи называется АМВОНОМ (греч. восхожу).
С амвона верующих причащают святых Христовых Таин, оттуда священник произносит самые значительные слова при совершении службы, а также проповеди. Символические значения амвона следующие: гора, с которой проповедовал Христос; Вифлеемская пещера, где он родился; камень, с которого Ангел возвестил женам о Воскресении Христа. По краям солеи устраивают особо огороженные места для певцов и чтецов, называемые КЛИРОСАМИ.
Это слово происходит от названия певчих-священников «клирошане», то есть певчих из числа священнослужителей, КЛИРА (греч. жребий, надел).
Рядом с клиросами ставятся ХОРУГВИ – иконы, написанные на материи и прикрепленные, подобно запрестольным изображениям Креста и Божией Матери, к длинным древкам. Они используются во время крестных ходов. В некоторых храмах есть ХОРЫ – балкон или лоджия обычно с западной, реже с южной или с северной стороны.
В центральной части храма, в верхней точке купола на массивных цепях подвешивается большой светильник со множеством ламп (в виде свечек, либо в др. виде) –ПАНИКАДИЛО, или ПОЛИКАНДИЛО. Обычно ПАНИКАДИЛО выполняется в виде одного или нескольких стилизованных колец, может быть богато орнаментовано, украшаться «таблетками» – иконописными изображениями. В куполах боковых приделов подвешиваются подобные же светильники меньших размеров, называемые ПОЛИКАНДИЛАМИ . Поликандила имеют от семи (символизируют семь даров Святого Духа) до двенадцати (символизируют 12 апостолов) ламп, паникадила – более двенадцати.
Еще одной принадлежностью средней части храма является АНАЛОЙ, хотя он и не является обязательным священно-таинственным предметом.
АНАЛОЙ– высокий четырехгранный столик (подставка), завершающийся скошенной доской, на которой закреплены одна или более поперечных реек, необходимых для того, чтобы положенные на него иконы, Евангелие либо Апостол не соскальзывали по наклонной плоскости. На аналое находится икона дня, это может быть образ святого, день памяти которого отмечается в этот день, или икона праздника.
Зайдя в храм, прихожане обычно первым делом идут приложиться к этой иконе, поставить около нее свечку. Аналой используется при Таинстве Исповеди, при совершении Таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя с лежащими на нем Евангелием и Крестом, используется он и при многих других службах и требах. Аналои покрываются матерчатыми аналойниками (покрывалами), цвет которых одинаков с тем, какой имеют в данный праздник одежды духовенства
КУДА СТАВИТЬ СВЕЧИ ?
Свечи о здравии ставятся на подсвечники возле икон, а о упокоении усопших - на канун - четырехугольный подсвечник с изображением Распятия.
КАНУН
В храме иконы расположены не только в иконостасе, они висят или стоят в особых деревянных КИОТАХ вдоль стен или лежат на аналоях. Перед иконами висят горящие лампады и стоят подсвечники со свечами. СВЕЧА — символ горячей любви к Богу и молитвы к Нему. Она должна напоминать нам о том, что во время молитвы нельзя отвлекаться, наша молитва должна возноситься к Богу подобно пламени свечи.
Если прихожанин желает поставить свечу за упокой и помолиться за своих почивших близких, то нужно подойти к столику (ещё его называют канун). Он квадратной формы с подсвечниками и распятием Спасителя. Канун всегда находится с левой стороны от входа в храм. Бывают ситуации, когда у прихода нет возможности приобрести канун, так как стоит он недёшево. В этом случае временно ставят столик, который может быть круглой формы и с песком. Главное, чтобы было распятие Спасителя.
Ставить свечи ЗА ЗДРАВИЕ можно на все круглые подсвечники и перед любыми иконами. Можно подойти к ликам Господа, Богородицы, они расположены на иконостасе в центре церкви или к иконе любимого святого. Но нужно помнить, что святые не делятся на специализации и молиться можно всем.
Свечу нужно зажигать от других и подпаливать низ, а затем ставить в подсвечник. Так она будет крепко держаться и не упадёт. Ещё в храмах не рекомендуют зажигать свечу от лампады. И на это есть очень простая причина. Когда мы подносим свечку к лампадке с маслом, то воск попадает в неё и засоряет. Работникам храма приходится постоянно мыть лампадки.
ПРИТВОР И ПАПЕРТЬ
Притвор — это прихожая храма. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Название «притвор» (притворять, приделывать, пристраивать) дано третьей части храма по той причине, что в определенный исторический момент к двухчастным древним храмам в России стали дополнительно пристраивать третью часть. Другое название этой части храма – ТРАПЕЗА, поскольку в ней во дни больших церковных праздников или поминовения усопших устраивались обеды для нищих. Обычай сооружать притворы стал на Руси, за редким исключением, всеобщим.
Тема настенных росписей притвора – жизнь прародителей Адама и Евы, их изгнание из рая. Притворы по ширине обычно уже западной стены храма, нередко встроены в колокольню, если она примыкает к храму вплотную. Иногда ширина притвора одинакова с шириной западной стены.
Попасть в притвор с улицы можно через ПАПЕРТЬ – площадку перед входными дверями, окруженную с трех сторон ступенями. Паперть символизирует то духовное возвышение, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.
Вот краткий рассказ о внутреннем устройстве православного храма. Путешествуя по разным городам большим и маленьким понимаешь, что одни из самых красивых строений -это храмы и монастыри, И они красивы не только снаружи , но порой внутреннее убранство во много крат превосходит внешнее. Да и зайдя внутрь приходит понимание того, что это действительно ОСОБОЕ место. Мира и здоровья всем вам!!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1