Куда бы вы ни поехали в России, скорее всего, там будет храм. Огромный, величественный и похожий на дворец или маленький и скромный, а то и вовсе полуразрушенный. Во многих городках и деревнях это главная местная достопримечательность. В большинстве случаев храмы и церкви — единственные хорошо сохранившиеся образцы старинной русской архитектуры, а потому их посещение в путешествии почти неизбежно.
Церковь Вознесения в Коломенском считается уникальным памятником архитектуры — первым каменным шатровым храмом на Руси, и включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас, когда многие храмы в России переданы церкви и восстановлены в своей первоначальной красоте, хочется прикоснуться с их помощью к многовековой истории нашей страны.Чтобы при посещении храма получить более интересный и глубокий культурный опыт, помните, что каждый элемент фасада и внутреннего убранства имеет свою историю и свое символическое значение. Сегодня я попытаюсь рассказать о внешнем виде православного храма. Чтобы от слов «какая красота!», «великолепно!» и «вау!» можно было бы более конкретно увидеть, чем именно храм выделяется из множества других. Тем более что очень много храмов уникальных в своем роде.
Храм Преображения, в котором 33 купола по годам жизни Христа
ИЗ ЧЕГО ЖЕ СОСТОИТ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ? Все древнерусские храмы наследуют византийской традиции, а значит, все они относятся к крестово-купольным строениям. Разберемся, как это отражается в архитектуре. Внешне храм не похож на крест и может быть прямоугольным или квадратным. Крестовую структуру здания можно обнаружить, только оказавшись внутри: на четыре колонны в середине зала опираются своды, которые ведут к центральному куполу и в плане образуют крест.
Собор Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге
Такая форма отличает православные храмы от католических. Дело в том, что романские и готические базилики унаследовали свою планировку от языческой античной традиции. Их строили в виде прямоугольника, к которому по бокам примыкали еще две вытянутых залы меньшего размера. А вот в Византии в VII–VIII веках желание быть непохожими на языческие ваяния было столь сильным, что в конце концов решили: надо менять саму структуру храма, сделать ее абсолютно новой.
Для христиан церковь служила образом распятия Христа, его жертвы ради спасения человечества, поэтому в основе планировки храма появился именно крест.
Идея православного храма в том, что он должен отражать устройство мира, поэтому его фасад обращен к четырем сторонам света. В восточной стороне, там, где встает солнце, находится священное место — алтарь, а на западе, где свет «умирает», главный вход в храм.
АРХИТЕКТУРА ХРАМА Для того, чтобы понимать, чем храмы отличаются друг от друга, рассмотрим сначала все элементы храмовой архитектуры.
Храм по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм имеет в основании форму креста. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни . Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа.
Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.
Представленная схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.
АЛТАРЬ (лат. «высокий жертвенник») — восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
АПСИДА(АБСИДА) полукруглый, граненый или иной сложной формы пониженный выступ, примыкающий к основному объему храма. Как правило, в нем располагается алтарная часть храма.
Апсида храма Трех Святителей в пос. Воскресенское г. Москвы
АРКАТУРНО-КОЛОНЧАТЫЙ ПОЯС Вид аркатуры на колоннах (декоративный мотив из небольших арок, опирающихся на колонны)
Аркатурный пояс на фасаде собора Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области.
Декорированные аркатурно-колончатым поясом апсиды Успенского собора в Ярославле.
БАРАБАН цилиндрическое или граненое завершение объема храма, поддерживающее главу.
Купол и барабан Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
БАРАБАН СВЕТОВОЙ барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами.
ВОСЬМЕРИК (или октагон) центрический объем, имеющий восемь граней (восьмиугольный в плане)
ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ тип композиции, распространенный в русской церковной архитектуре позднего Средневековья (XVI–XVII века), верхний объем — восьмерик поставлен на нижний — четверик.
ГЛАВА купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание
ГУЛЬБИЩЕ открытый или крытый обход, окружающий здание храма.
ЗАКОМАРА в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания. Обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.
Фронтон и закомара с барельефами святых
ЗАКОМАРЫ
ЗВОННИЦА отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над ним открытое сооружение. Либо стенка с проемами. Обязательно предназначены для подвешивания колоколов.
ИЗРАЗЕЦ керамический элемент декора или облицовки стен или печей. На тыльной стороне имеет выступ (румпу) — для сцепления с кладкой. Бывает полихромным и простым (майолика и терракота).
ТЕРРАКОТОВЫЙ ИЗРАЗЕЦ
МАЙОЛИКА
КОКОШНИКИ декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы. Часто бывают с богатой профилировкой или профилированные арки с заполненным полем, иногда с заостренным верхом. Служат декоративным завершением стен, сводов, оконных проемов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов. Также могут служить наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.
КОКОШНИКИ
КОЛОННА архитектурный элемент, служащий опорным столбом или декоративный, цилиндрической или граненой формы.
КУБ основной объем храма.
КУПОЛ церковная глава, символизирует небо, сверху на куполе ставится крест. Купола бывают различными по форме.
Шлемовидные (византийские) купола - символ духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Луковичные (русские) купола - символ горящей свечи - обращение нашей души к Богу.
Граненый (зонтичный) купол
Римский купол (свеча)
Также купола могут быть разного количества: - один купол знаменует единство Бога; - две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; - три главы - в честь Святой Троицы; - пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов; - семь глав - семь таинств и семь Вселенских Соборов; - девять глав - девять ангельских чинов; - тринадцать глав воплощают Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Иногда строят и большее количество глав, например, тридцать три - по количеству земных лет Иисуса Христа.
ЛОПАТКА
ЛЮКАРНА световой проем в крыше, имеющий вертикальную лицевую плоскость. В храмовой архитектуре чаще всего встречается в шатровых колокольнях и служит для улучшения акустики.
Люкарна на куполе церкви Николая Чудотворца, что в Звонарях, в Москве.
Люкарны колокольни Андреевского монастыря в Москве.
НЕФ (франц. nef, от лат. navis – корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
ПАПЕРТЬ внешняя часть притвора — крыльцо храма. Внешний притвор. Над входом в Божьем доме, как правило, есть икона или настенный образ покровителя, чье имя он носит. Перед входом в каждую церковь есть внешняя площадка. Эта площадка, еще называется внешним притвором. Сам вход перед храмом называется папертью.
ПИЛЯСТРА Пилястра - это выступ на стене, который изображает колону. Чтобы мы с вами вдруг не перепутали "пилястру" с "лопаткой" (еще один термин) нужно запомнить, что у "пилястры" должны быть база и капитель. Капитель - верхняя часть колонны или пилястры. База - основание колонны или столба.
ПИЛЯСТРА
ПОДКЛЕТ высокий цокольный этаж храма, а так же нижний, нежилой этаж каменного или деревянного жилого дома в народной архитектуре.
Подклеты в русских храмах известны с конца XIV в., предназначаясь для хранения имущества церкви, устройства усыпальниц и тёплых церквей.
Село Городня Тверской области. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Вход в подклет храма.
Подклет Троицкой надвратной церкви Саввино-Сторожевского Ставропигиального мужского монастыря
ПОЛУКОЛОННА колонна, наполовину выступающая из вертикальной поверхности стены.
ПОРТАЛ это декоративное оформление входа. Бывает килевидным или полукруглым, а также перспективным, т.е., с рядом уходящих вглубь уступов одинакового очертания.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПОРТАЛ оформление входного проема с уходящими в глубину уступами идентичного очертания (в виде полуциркульного архивольта на колонках); проник в древнерусскую архитектуру из романской Европы в XII веке.
ПРИДЕЛ дополнительный алтарь для богослужений; может располагаться как внутри основного объема храма (в боковых апсидах или на хорах), так и в отдельной пристройке.
ПРЯСЛО Часть стены, ограниченная по вертикали пилонами или лопатками. Характерно для древнерусской архитектуры.
ТРАПЕЗНАЯ (греч. «стол, еда») — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.
СТОЛП массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.
ФРЕСКА настенная роспись в храме, наносимая на влажную штукатурку.
ФРИЗ украшенная горизонтальная полоса на стене, элемент декора.
ФРОНТОН завершение карниза или наличника, имеющее треугольную, полукруглую, лучковую или сложную форму.
Фронтон восточного портика церкви Иконы Божией Матери Знамение в селе Непецино Коломенского района Московской области.
ЧЕТВЕРИК объем в виде параллелепипеда (образующий в плане квадрат или прямоугольник).
ШАТЕР высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни. Широко распространено в храмовой архитектуре Руси до XVII века.В русском деревянном зодчестве форма шатра – одна из наиболее распространенных. Причина ее популярности кроется вовсе не в красоте конструкции, а в легкости исполнения.
ЯБЛОКО основание для Креста, который устанавливается на главе храма.
Купола основного объема Успенской церкви, что на Ильинской горе в Нижнем Новгороде.
Рассмотрим все элементы на примере одного из самых замечательных храмов Руси - храма Покрова на Нерли. Именно эта сравнительно небольшая церковь стала едва ли не универсальным символом русского православия. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века.
С точки зрения зодчего Средних веков, конструктивно в ней не было ничего особенного, это обычный четырехстолпный храм с крестово-купольным перекрытием. Разве что выбор места строительства — на заливных лугах, там, где сливались Клязьма и Нерль, — заставил применить необычно большой объем инженерных работ, подсыпать холм и глубоко заложить фундаменты.
Однако простые решения привели к появлению совершенно чудесного образа. Здание вышло простым, но нарядным, очень стройным и, соответственно, порождающим целый комплекс ассоциаций. Храм белокаменный; во Владимиро-Суздальском княжестве предпочли отказаться от плоского кирпича (плинфы) и строить трехслойные стены из гладко отесанных известняковых плит и залитой известковым раствором забутовки между ними.
Возможно, своей красотой храм обязан тому, что в нем использованы достижения как восточнохристианской, так и западноевропейской архитектурных школ. Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты.
Множество деталей, еле уловимых, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх.
Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног – львы и грифоны, а вокруг парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу. Богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов опоясывают все три фасада храма. Подобная каменная резьба – трудозатратная и сложная работа.
Дмитровский собор во Владимире очень похож на храм Покрова на Нерли. эти два храма одни из самых древних на Руси.
Вот еще один храм того же века.
Собор Спаса Преображения . Переславль Залесский 12 век
На сегодня это все. Спасибо, что дочитали. Скоро напишу о внутреннем устройстве церкви, если кому будет интересно ,присоединяйтесь. А также скоро поедем в новое путешествие , о котором я тоже непременно напишу.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1