В нескольких километрах от старинного подмосковного городка Звенигорода располагается ныне очень популярный у туристов и паломников Саввино-Сторожевский монастырь. Пишут, что по числу посетителей в наши дни он занимает очень высокие позиции среди всех монастырей России.В его официальном названии ещё значится слово «ставропигиальный». Означает это то, что находится обитель в прямом подчинении патриарха, а того, кто здесь всеми делами ведает, называют наместником.
И это не зря - в Саввином монастыре однозначно есть, что посмотреть! Да и окрестности его очень красивы - буквально у стен обители располагается смотровая площадка, с которой можно полюбоваться окрестными далями. Сегодня познакомимся с монастырём поподробнее. Саввино-Строжевский монастырь находится в 2 км от Звенигорода и примерно в 5 км от железнодорожной станции Звенигород (Введенское). Адрес : 143180, Московская область, гор. Звенигород, Ратехинское шоссе, 8. Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до окончания вечернего богослужения.
От Белорусского вокзала до Звенигорода ходит электричка. Ко времени прибытия этой электрички подходят автобусы №23 и №51, что довезут до монастыря. Мы поехали в монастырь из гостиницы в Звенигороде на такси, хотя можно туда доехать и на автобусе, но от остановки надо подняться ещё и в горку.
Пешком от города тоже можно добраться по тротуару вдоль дороги, но дорога пешком к монастырю не самая живописная, к тому же займет примерно минут 40 прогулочным шагом.
Вход на территорию монастыря бесплатный , а вот для посещения музеев необходимо приобрести билеты в кассе, которая находится у главного входа в монастырь (в понедельник выходной).
ИСТОРИЯ На высокой горе Стороже в 1398 году преподобный Савва, личный духовник князя Юрия Звенигородского, сына Дмитрия Донского, основывает монастырь. Савва был самым первым учеником Сергия Радонежского. Это был период, когда ученики Сергия активно строили везде монастыри, утверждая и закрепляя влияние в далеких землях не только православной церкви, но и Московского княжества. Монастыри не только распространяли православие, становились административными и экономическими центрами, но и были крепостями, которые защищали и контролировали торговые пути.
Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии и их третьего сына Юрия Звенигородского. Первый деревянный храм Рождества Богородицы на горе Стороже у Звенигорода начали строить ещё в начале 1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича.
Была вырыта келейка, в которой преподобный проводил время в уединении и молитве. Но очень скоро молва об этом месте разнеслась по округе, и начали стекаться послушники, ищущие духовного наставления у мудрого старца. Строились новые кельи, новоиспеченный монастырь обнесли деревянной оградой, а благодарный князь отдал в распоряжение монастыря несколько деревень, прибыль от которых уходила на обустройство обители. Князь Юрий монастырь сделал своей придворной обителью.
Монастырь играл роль приграничного форпоста Московского княжества, которое на то время было не очень большим. Возможно именно с расчетом на такую «дополнительную функцию» было выбрано место для монастыря, на горе Стороже, с которой открывался хороший обзор местности.
История монастыря продолжалась и после смерти Юрия Звенигородского. Монастырь все разрастался и так и остался «придворным». Каждый князь приезжал сюда. Был здесь и Иван Грозный, и его сын Федор, смерть которого означала конец царской династии Рюриковичей.
В период смуты монастырь разрушали шведы, ливонцы, поляки... По приходе династии Романовых к власти Обитель возродили, из Москвы в Савво-Сторожевский монастырь проложили Царскую дорогу, а преемник Федора Михайловича император Всея Руси Алексей Федорович , отец Петра I, здесь устроил свою резиденцию. При нём, в середине 17 века, выстроили дворец для царя и палаты для царицы,а территория обители была обнесена каменными стенами и бойницами.
Стоит отметить, что пришлось монастырю быть и убежищем для царских детей во время Стрелецкого бунта. Здесь укрывалась царевна Софья с меньшими братьями Иваном и Петром. Последний раз монастырь использовался в военных целях 12 сентября 1812 года. Здесь, у его стен, устроили французам засаду русские войска под командованием генерала Фердинанда Винцингероде. Русским не удалось нанести большого вреда французам, но тем не менее, наши их сильно потрепали, занимая выгодную позицию на горе под стенами, задержали на несколько часов, а потом отошли, понимая, что сил у французов намного больше.
Вид на монастырь с Мясной горы на другом берегу Москвы-реки
После революции 1918 года монастырь закрыли, а святые мощи преподобного Саввы изъяли, чем вызвали бурю протестов горожан и последовавшие аресты.
В 90х годах обитель ожила. Мощи вернули назад, возобновили богослужения, и пришли в монастырь новые послушники. Сегодня Саввино-Сторожевский монастырь можно посетить как в качестве паломника, так и в качестве туриста.
ПАМЯТНИК САВВЕ СТОРОЖЕВСКОМУ
И вот мы перед КПП на входе в монастырь. Еще немного надо подняться вверх по асфальтовой дороге. Справа- гостиница «Сторожа» для паломников, еще комплекс зданий, в одном из которых , как обозначено на карте находится выставочный зал.
А слева -на небольшой круглой площадке под деревьями вас благословляет бронзовый святой Савва Сторожевский. Вокруг площадки стоят удобные красивые скамейки.
Памятник - в полукружье достаточно больших туй. Памятник преподобному Савве установлен у входа в обитель в 2007 году. Его открытие было приурочено к 600-летию со дня кончины Саввы Сторожевского. Автор монумента - Сергей Сорокин, изготавливал лик Саввы в течение четырёх лет. За основу изображения он взял иконы, написанные Андреем Рублёвым.
Композиция памятника показывает сидящего на срубе дерева Савву с чётками в руках, который молится. Под рукой с чётками расположен пробуждающийся новый росток, символизирующий человека, пришедшего к Богу.
Савва показан скромным, смиренным и тихим. Таким он и был в реальной жизни.
На скамейках- герб Звенигорода
Кот сторожевой монастырский
Неподалёку от полянки - Трапезная, где можно перекусить. У трапезной есть веранда со столиками, с которой открывается красивый вид на окрестности.
Рядом стоит бочка с монастырским квасом. Квас мы конечно в такую жару попробовали. Говорят, что туда добавляют изюм. Квас неплохой. Рекомендую.
Ещё у входа можно увидеть карту, не только самой обители, но и колодца под горой и расположенного в отдалении Скита преподобного Саввы.
КОЛОКОЛ Перед входом в монастырь стоит огромный колокол. Вообще история самого большого колокола монастыря очень интересна.
Город не просто так называется: Звенигород многие века славился своими звонами. Особенно в этом отличался огромный уникальный 35-тонный колокол, отлитый в середине 17 века по заказу царя Алексея Михайловича. Он и стал символом города. В народе его называли «Благовестник».
История саввинских благовестников богатая и трагическая. Первый колокол-гигант был отлит мастером Гансом Фальком по указу царя Алексея Михайловича в 1652 г., через некоторое время после обретения мощей преподобного Саввы. Его вес составлял 1344 пудов (21,5 тонн). Судьба колокола неизвестна. Есть предположение, что колокол был снят по причине того, что на нем были отлиты имена членов сторожевской братии, которые потом участвовали в 1668-1676 годах в смуте против царя в Соловецком монастыре. Скорее всего бронза этого колокола пошла на второй благовестник, который просуществовал 273 года. Он был отлит на территории монастыря 9 ноября 1668 года под руководством мастера Александра Григорьева и поднят на колокольню 27 ноября 1671 года.
Поверхность колокола девятью рядами покрывала надпись, нижние три строки занимала тайнопись, составленная царем Алексеем Михайловичем. Из расшифрованного в 1822 г. текста тайного письма следовало, что Благовестник был отлит в знак особого расположения царя к монастырю. Не величиной славился колокол, были и побольше его на Руси, а голосом редкой красоты. Глубокий и певучий, плыл малиновый звон на десятки вёрст вокруг.
В XIX в. в колокольный ансамбль обители, один из самых благозвучных в России, входили 19 колоколов, начиная от крошечного четвертного колокольчика до 35-тонного колокола-гиганта.
Увы, в 1941 году, колокол погиб при эвакуации. Немцев в Звенигороде не было, но поблизости шли бои. При падении в 1941 г. он повредил своды звонницы, восстановление которых в послевоенное время стало серьезной реставрационной задачей. От погибшего колокола времён Алексея Михайловича сегодня сохранилась лишь нижняя часть языка.
16 декабря 2003 г. в монастырь был доставлен третий благовестный колокол весом 35 тонн. Он был отлит в Воронеже. 10 апреля 2004 года, в Великую субботу, колокол был поднят на звонницу и подвешен на месте прежнего Благовестника.
Но этот колокол имел несколько дефектов, которые влияли на качество производимого им звука, в связи с чем было принято решение об изготовлении нового Саввинского благовестника. В 2023 г Обитель преподобного Саввы украсилась новым 38-тонным Большим Благовестным колоколом. Он стал копией старинного знаменитого Благовестника, отлитого по приказу царя Алексея Михайловича «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым в 1668 г.
Современный Благовестник был отлит в г. Тутаеве на колокольном заводе под руководством известного мастера Николая Александровича Шувалова. На поверхность колокола нанесен текст, созданный царем Алексеем Михайловичем и разработанная им тайнопись со всеми орнаментами, украшавшими старый Благовестник. Воссозданный колокол был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 10 сентября 2023 г.
Перед входом стоит колокол отлитый в Воронеже , снятый с колокольни.
ТРАПЕЗНАЯ
Северные ворота
Пройдя немного от входа в Северные ворота Монастыря с левой стороны мы видим длинное белое здание.
Это Трапезная палата - первоначально четырёхэтажное строение, выдающееся достижение русской архитектуры XVII века, одна из крупнейших по площади каменных построек своего времени.
В белокаменном подклете, углублённом на 6 м в землю, помещался ледник и имелся колодец глубиной 15 м. На втором этаже находилась кухня, вокруг которой были кельи для служителей. На третьем этаже располагалась собственно столовая палата, перекрытая крестовыми сводами, площадью около 500 м² .
Передний фасад трапезной имел архитектурные украшения, в частности, карниз, что являлось новинкой для XVII столетия. Освещалась палата многочисленными окнами со вставленными в них стеклами, а не слюдой, что было большой редкостью в то время.
Помещения отапливались теплым воздухом, поднимавшимся снизу по специальным трубам. Вход в трапезную палату был со стороны Соборной площади через площадку звонницы. В верхнем этаже Трапезной палаты размещалась богатая монастырская казна с тайниками и специальными приспособлениями.
В 1806 году, после того как перекрытия четвёртого этажа обрушились, здание было сильно перестроено. В XX веке проведена научная реставрация памятника. В настоящее время нижний этаж занимает трапезная палата обители, верхний — соединен с церковью Преображения Господня. Трапезная объединена в единый ансамбль с церковью Преображения Господня, домовой церковью русских государей, и звонницей.
ЧАСОВНЯ
Напротив Трапезной палаты - Часовня-беседка построенная в 1989 году на старом фундаменте алтарной части храма преподобного Иоанна Лествичника. Часовня построена в память о больничном храме во имя прп. Иоанна Лествичника, который был разобран в XIX веке.
СОБОР РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В центре монастырской площади - собор Рождества Пресвятой Богородицы, самая старая постройка и сердце монастыря.
Не удивительно, что в таком монастыре уже в начале 15 века появляется каменный собор. Собор Рождества Богородицы, выстроен в 1405-07 годах взамен деревянного времён основателя монастыря, преподобного Саввы Сторожевского.
Теперь это одна из старейших церквей Подмосковья и всей России. В соборе покоятся мощи Саввы Сторожевского, основателя монастыря, который умер во время постройки этого собора, Собор во многом повторяет Успенский храм на Городке в Звенигороде, построенный примерно в это же время и опять же по заказу Юрия Звенигородского в традициях владимиро-суздальской архитектуры.
Собор четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки. Храм увенчан одной главой. Изначально она была, по-видимому, шлемовидной, но в XVII веке ее заменили новой, луковичной формы. В массивном барабане прорезаны высокие узкие окна.
Во второй половине XVI века к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы. Это, по сути, небольшой храм с одной главой и отдельно выступающей апсидой. К тому же времени относится и новая двусторонняя паперть.
Украшения стен храма – резной белокаменный пояс на уровне середины высоты фасадов и повторяющие тот же узор окаймления верха барабана и апсид.
Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV–XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г..
Перспективные порталы с килевидным завершением – также немаловажная часть декора храма. Схожие порталы можно увидеть и внутри собора.
Собор Рождества Богородицы - композиционный центр всего монастырского ансамбля и редкий образец древнерусского зодчества, сохранившийся до наших дней.
РУИНЫ
К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек.
Это фундаменты церкви и трапезной 16в., разобранных в нач.19, «чтобы не мешать восприятию парадной площади».
Продолжение во второй части. Подписывайтесь на канал и вы не пропустите новые рассказы о путешествиях.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев