Родина-мать и восемь инфарктов. "Больше меня спасать некому..."
Его главная работа - женская фигура в центре композиции на Мамаевом кургане в Волгограде - одна из самых знаменитых и высочайших скульптур в мире. Но для нас важнее, что Родина-мать - символ исторической памяти народа.
Для каждого художника создать хоть один подобный образ - значит обессмертить свое имя. Однако Евгений Вучетич много раз доказывал: каждая его работа - шедевр на все времена.
Свою первую Сталинскую премию а всего их было пять плюс одна Ленинская Вучетич получил в 38 лет. Каждый из руководителей Советского Союза отмечал скульптора высокой наградой. Про него снимали фильмы, его показывали в кинохронике, он встречался с высокими зарубежными гостями. И мало кто знал про оборотную сторону этой внешне благополучной жизни: восемь инфарктов.
Лейтенант протянул Евгению листок бумаги и карандаш. -Нарисуй мой портрет.
Вучетич удивился: -Разве я умею рисовать?
Вокруг наступило молчание. Бойцы, как один повернули к нему свои взгляды. Евгений продолжал недоуменно глядеть на протянутый листок. -Ну ты же художник, вот и нарисуй, - настаивал лейтенант.
Вучетич неуверенно протянул руку. Довоенное прошлое казалось каким-то сном. Но пальцы словно сами обхватили карандаш. И вот на бумагу легла первая линия, потом вторая. Вокруг сгрудились товарищи: -Слушай, здорово получается.
Вдруг рука бессильно упала. Глаза Вучетича заволокла красная пелена. Он вспомнил ужасающий свист, с которым падали бомбы, грохот, а затем реку. Всю красную от крови. Судьба не раз хранила скульптора, когда смерть казалась неминуемой. Словно ему была предназначена высокая миссия.
И все же он ушел из жизни, не завершив того, что считал самым важным.
Главный в стране памятник всем погибшим на войне Вучетич задумал еще в 40-е, в эпоху Сталина. Создавался монумент во времена Хрущева. А принимал работу уже Брежнев. На открытии он сказал слова, которые можно отнести не только к защитникам Сталинграда, но и к тому, кто увековечил их память: скульптору Евгению Вучетичу.
Генеральный секретарь ЦК КПСС не ошибся. Мамаев Курган и сегодня остается главным в стране памятником Победы и вершиной творческого гения Евгения Вучетича. Во многом потому, что другой главный замысел всей жизни скульптору воплотить оказалось не суждено.
Женя был совсем маленьким, когда взял мамино мыло и вырезал из него лошадку. Ему это понравилось, а мама отругала. Отец заступился за сына, купив ему карандаши, краски и альбомы с репродукциями.
Вучетичи были яркими представителями интеллигенции своей эпохи. Отец - горный инженер, занимался нефтеразработками. Он был потомком черногорцев, которые переселились в Новороссию в начале 19 века, спасаясь от турков. Его жену нередко принимали за француженку. На деле она просто великолепно знала французский и не только. Для рабочих, которые работали под началом ее мужа, она организовала обучение грамоте.
В семье, где росло двое детей: Женя и его сестра Надя, обожали музыкальные вечера, часто ходили в театр.
Эта идиллия кончилась внезапно, когда произошла революция, а потом началась Гражданская война. В 1918 году скоропостижно скончался отец. Мама пошла работать учительницей, чтобы кормить семью. А вот Женька чувствовал себя по-настоящему счастливым.
Ростов-на-Дону, в котором они тогда жили, без конца переходил из рук в руки. Вокруг скакали, рубили шашками, стреляли. Эта была жизнь, о которой мальчишка из интеллигентной семьи мог только мечтать.
Но однажды к его матери пришли двое в кожанках и портупеях: "Требуем от вашего сына немедленно сдать оружие!" Изумленная, напуганная женщина позвала мальчика. Тот действительно достал маузер. Очень эффектный и редкой модели. И тут визитеры расхохотались. Оказалось, что свое оружие Женя слепил и покрасил. Да так, что с двух шагов не отличишь.
-Тебе, парень, учиться надо, - сказали ему на прощание.
Эта мысль завладела Вучетичем. Чтобы поскорее поступить в художественное училище, 15-летний Евгений приписал себе в метрике два года. Он оказался самым маленьким и худым среди одногруппников. В 1930 году, после окончания по распределению Вучетич отправился в Самарканд на изофабрику.
Фабрика создавала картины и скульптуры для украшения быта новой эпохи. В ту пору в Средней Азии шла кровавая борьба между Советской властью и басмачами. Молодой скульптор, который только что вступил в комсомол, получил задание возглавить отряд. Он занимался изъятием излишков зерна у богатеев.
Скульптор вспоминал, что террор со стороны басмачей был настолько ужасен, что все население было запугано. Вскоре Евгения пригласили на заседание Комитета бедноты, где пообещали поделиться информацией о тайниках с зерном.
-Он взял своего старшего коллегу, узбека из Бухары. И они пошли с двумя провожающими. Была ночь. Его с товарищем тут же схватили, связали, мгновенно закинули на лошадей. А провожатые пропали. Били жестоко. Деду повредить перепонку левого уха. Он всю жизнь потом плохо слышал. Несколько раз имитировали расстрел.
Евгений Вучетич. Внук скульптора.
Однако комсомольцам несказанно повезло. Их отбили пограничники. Евгению требовалось серьезное лечение. Так что яркий, пестрый и сытный Самарканд, который полюбился молодому скульптору, пришлось оставить.
Из Самарканда Евгений приехал в Ленинград. С саблей на боку, в буденовке, в бушлате пришел поступать в Академию. Однако Вучетича ждало разочарование. Он рассчитывал учиться на классических примерах, но обнаружил, что в Академии пропагандируют новое пролетарское искусство: революционный авангард.
Он продержался в Академии два года, сдал две фигуры и вернулся в Ростов-на-Дону. Стал ездить на заработки в шахты Макеевки, создавал горельефы на здании театра и фонтан перед ней. К сожалению, им не суждено было сохраниться. Война, бомбежки.
Однако именно здесь у Евгения произошла судьбоносная встреча. Авторами проекта Ростовского театра драмы были выдающиеся архитекторы Щуко и Гельфрейх. Увидев работы Вучетича, Щуко заметил: Вам надо немедленно отправиться в Москву.
Мэтр хотел видеть молодого скульптора в своей команде. Они как раз выполняли крупный заказ: возводили в столице здание библиотеки имени Ленина.
Но Вучетич решил доказать, что он и без опеки не пропадет. В столице как раз строилась гостиница “Москва”. Однако получить работу было не так-то просто. Вучетич нашел кабинет начальника строительства.
Дверь нараспашку, хозяин кабинета в хорошем расположении духа с парой приятелей обсуждали новую сторублевую купюру: -Даа, такую не подделаешь.
-Ерунда. Если художник хороший, так нарисует, что не отличишь, - с порога заявил Евгений.
Вспыхнул спор, заключили пари. Вучетичу выдали купюру. За нее пришлось оставить в залог паспорт. Наутро хозяин кабинета с коллегами с нетерпением поджидали хвастуна. Тот положил на стол фанерку, прикрытую газетой. А затем эффектно сдернул ее. Рука хозяина кабинета невольно потянулась вперед за своей ассигнацией.
Вучетич вынул настоящую сотенную из кармана. Тут вмешались друзья начальника: -Ты же потянулся, значит, поверил. А парень молодец.
Так Вучетич выиграл пари.
-Сначала тебя бетонщиком оформим. Они больше получают. А потом в лепщики пойдешь.
В конце-концов Вучетич пришел работать в библиотеку имени Ленина. Здесь он уже занимался своим делом: создавал фигуры, которые и поныне украшают знаменитое здание.
Работа у Щуко приносила не только моральное удовлетворение, но и хорошо оплачивалась, что было для молодого скульптора очень важно. Как раз в середине 30-х у него появилась семья. Избранницей Вучетича стала Ниночка Саидова, дочь популярного в те годы артиста оперетты. В ноябре 1935 года у Евгения и Нины родился сын Виктор. Вскоре появился и второй - Владимир.
Молодая семья жила в подмосковной Ильинке у дальних родственников Нины. Однако в 1937 году всю семью этих родственников репрессировали одного за другим. Вучетич спешно перевез своих в недостроенную мастерскую. Какое-то время даже спали под открытым небом.
В этот момент он создал две композиции: Ворошилов на коне и Партизанка на коне. Получив золотую медаль за работы, он смог купить маленький домик в Быково, где его семья жила во время войны. Сам Евгений практически переселился в общежитие для скульпторов при Дворце Советов. Это был грандиозный проект, завершить который оказалось не суждено. Началась война.
Уже 7 июля 1941 года Вучетич, отказавшись от брони, записался в ополчение Фрунзенского района. Евгения назначили командиром взвода. 21 октября 1941 года, после двух с половиной месяцев подготовки бывшие скульпторы, архитекторы и художники в составе 33 армии приняли боевое крещение под Наро-Фоминском. Это было его самое тяжелое воспоминание: даже река была красной от крови.
А еще чувство голода. Оно преследовало всю войну. Им даже пришлось отбить деревню от фашистов из-за голода. Однажды на нейтральную полосу между нашими окопами и деревней с воздуха сбросили груз для немцев.
-Они поняли, что это еда. Дед рассказывал, что его солдаты даже без приказа побежали за грузом. Завязалась рукопашная драка. Русские победили и погнали немцев. В результате деревня была отбита без единого выстрела.
Евгений Вучетич. Внук скульптора.
К тому моменту Вучетич воевал в составе 2 ударной армии, которая в апреле 1942 года оказалась зажата в котле в районе населенного пункта Мясной Бор. В попытке выйти из окружения Вучетич с бойцами попал под минометный огонь и получил сильную контузию. Две недели бойцы выносили своего командира на плащ-палатке через леса и болота.
Возможно, именно тогда и родился гений военного скульптора Евгения Вучетича. О своей довоенной профессии Вучетич вспомнил в госпитале в Серпухове, где ему пришлось восстанавливаться после контузии. Там же он стал лепить с натуры. Слух о талантливом скульпторе дошел до Главного политуправления Красной Армии.
После выписки из госпиталя Евгений получил назначение в необычное подразделение. Студия военных художников имени Грекова располагала командой уникальных специалистов.
Первый же монумент, созданный новоиспеченным грековцем, стал событием в мире искусства. Многофигурная композиция, установленная в Вязьме, поражает своей выразительностью. Центральной фигурой стал генерал Ефремов. У его ног раненый, с перебинтованной головой лейтенант, который силится поднять пистолет. Именно в этом образе Вучетич изобразил себя.
Идея с автопортретом была не случайной. Монумент действительно оказался очень личным делом. Вучетич не раз думал, что бойцы, которые вынесли его, контуженного, из окружения, спасли таким образом не только от смерти, но и от чего-то худшего.
Как известно, командующий 2 ударной армией генерал Власов сдался в плен, и его имя стало синонимом предательства. Совсем другой пример являли собой действия генерала Ефремова, командующего 33 армией, в которой начинал войну Вучетич.
Михаил Ефремов отказался улететь из окружения на присланном за ним самолете и, отправив тяжелораненых с остатками своих бойцов, принял последний бой. Изобразив рядом с Ефремовым себя, Вучетич словно сделал выбор: с кем он.
Первая жена Нина во время войны получила заражение крови и умерла. Мальчиков какое-то время воспитывала бабушка.
Второй женой скульптора стала известный искусствовед Сара Валериус. Евгений был так очарован избранницей, что даже вписал ее в качестве инженера в состав творческой группы, работавшей над созданием мемориала в Берлине ”Воин-освободитель” в Трептов-парке.
Позже Евгению пришлось пожалеть об этом. Она начала оспаривать авторство берлинского памятника. И даже был момент, когда Евгения посадили в тюрьму, где он просидел почти 2 месяца. Спас Вучетича дважды Герой Советского Союза Василий Чуйков.
Генерал оказался свидетелем того, как рождался замысел. Как раз в тот момент командующий группой советских войск в Германии Василий Соколовский объявил конкурс на создание в Берлине монумента памяти павших советских воинов. На конкурсе было представлено 50 работ.
Самой лучшей оказалась гениальная работа Евгения Вучетича. Работа над монументом шла три года: с 1946 по 1949. Как и многие фронтовики, Вучетич пытался осмыслить: зачем воевали, к чему были миллионы жертв.
Ответ, который он нашел, потрясает простотой и глубиной. Спасенная советским солдатом девочка: будущая мать и надежда Европы на продолжение жизни. Эта как раз та скульптура, которая могла быть сделана только гением.
Как же могли возникнуть сомнения в авторстве. Возможно, причиной была женская ревность. Пока в Берлине шли работы, Вучетич приехал в Москву в комитет по делам культуры. Скульптору обещали выделить участок для строительства мастерской.
Едва Евгений переступил порог, как увидел девушку. Он даже не успел разглядеть, как она выглядит, а просто утонул в ее голубых глазах. Вера Покровская тоже остолбенела. Ее сразил напор Победителя, который сквозил во всем облике Вучетича. Они стали встречаться. Об этом узнала Сара Валериус и тут же заявила свои претензии на авторство идеи памятника ”Воин-освободитель” в Трептов-парке.
Друг скульптора генерал Чуйков сумел добиться признания всех наветов вздорными. Вучетич начал жизнь с чистого листа.
Его новым домом стала мастерская возле Тимирязевской академии, которая только начинала строиться. Они с Сарой жили в высотке на Котельнической. Вучетич ушел, оставив Саре все. Когда возвели крышу и стены, к нему переехала Вера. Им было суждено пройти рука об руку почти четверть века.
-Она была заместителем директора музея “Восток”. Но ради деда она закрыла тему работы и полностью посвятила себя ему.
Евгений Вучетич. Внук скульптора.
Ни один из сыновей Вучетича не пошел по его стопам. Старший, Виктор, получил актерское образование, но стал известным журналистом. Младший Владимир - инженером и работал в Тольятти. Оба были погружены в собственные заботы, и Евгений Вучетич задумывался: кто будет помогать Вере сохранять его наследие.
Контузия, ранения, травмы все чаще напоминали о себе. Он жил в состоянии постоянного стресса. Всеобщее признание не гарантировало всеобщей симпатии. Завистники не упускали случая покритиковать и не брезговали доносами.
Главным испытание для здоровья скульптора стала работа по созданию мемориала на Мамаевом кургане. Идея этого монумента родилась у него после знакомства с Героем обороны Сталинграда, будущим маршалом Василием Чуйковым. Тогда еще генералом.
Чтобы пробить идею памятника, пришлось потратить несколько лет. А потом участвовать в конкурсе на общих основаниях. Вучетич снова победил. Однако чего ему стоила эта работа.
-В Волгограде у него была клиническая смерть. За дедом следил один врач, который просто разговорами вытащил его из могилы. Он беспрестанно разговаривал с ним три часа.
Евгений Вучетич. Внук скульптора.
На строительстве мемориала Вучетич провел 9 лет. Привыкший одеваться щеголевато, здесь он был неотличим от рабочих. Давление, которое испытывал скульптор в тот момент, было колоссальным. А конфликты множились. Приступая к этой работе, он понимал, что это работа его жизни.
Он не хотел, чтобы кто-то диктовал ему условия. Именно в творчестве. Работа над мемориалом в Волгограде была закончена, когда Вучетич узнал о смерти врача, который вытащил его с того света. Именно тогда он сказал близким: Больше меня спасать некому.
В этой ситуации после восьми перенесенных инфарктов начинать работу над новым грандиозным проектом было сродни самоубийству.
И все же Вучетич начал создание мемориала, посвященного переломному сражению в Великой Отечественной - Курской битве. У каждого, кто видел проект этого монумента, по коже бежали мурашки.
Завершить проект ему было не суждено. 12 апреля 1974 года Евгений Вучетич скончался.
Ему было 65.
#жизньзамечательныхлюдей #евгенийвучетич #скульптор #светланаткачёва
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 55
Светлая память величайшему скульптору Евгению Вучетичу.
Поклон до земли!
У Вучечича жизнь была как подвиг-прошел через все преграды, не сломался!
В своих произведениях выражал мощь и силу духа русского народа!Вот фильм про Вучеча нужен для нашей молодежи !
Гений и герой
Светлая память и великая благодарность Человеку от жителей нашего города.
Слава Вучетичу