Алексей Пахомов больше известен как «детский» иллюстратор, на книгах которого выросло не одно поколение детей. Однако он писал и более серьёзные произведения, среди которых есть серия литографий о жизни людей в блокадном Ленинграде..
Художник не покидал город в то страшное время. Он вместе со всеми рыл окопы, тушил зажигательные бомбы, был донором. При этом еле живой от голода и холода, Пахомов не переставал рисовать. Карандаш в руках художника оказался важнее винтовки.
Художник так писал в своих воспоминаниях:
«В работе над блокадной серией я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так-то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нём диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Подходил какой-нибудь военный и успокаивал недоверчивых, что-де удостоверение на зарисовки настоящее, а не поддельное. Но военный и успокоенные уходили, появлялись новые прохожие, и снова надо было объясняться и отбиваться. Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в лёгких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном...
Хотелось изобразить всё то новое, что принесла с собой война и блокада. Вид ленинградских улиц был необычным, исчезли трамваи, автобусы, автомобили, мало стало прохожих, появились снежные сугробы; там, где был всегда подметённый асфальт, появились люди с детскими саночками, везущие разную поклажу, люди в шубах и валенках на велосипедах...»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2