"
Так Анна Ахматова писала о Лиле Брик.
А вот знаменитый французский кутюрье Ив Сен-Лоран признался, что за всю жизнь встречал только трех по-настоящему элегантных женщин – Марлен Дитрих, Катрин Денев и Лилию Брик.
Когда они познакомились, Лиле было уже 85. Ив-Сен Лоран и Брик встретились в аэропорту Шереметьево, где модельер ждал пересадки на парижский рейс, а Лиля летела к своей сестре Эльзе отмечать свое 85-летие. Ив-Сен Лоран был совершенно очарован Лилей и весь путь до Парижа общался только с ней.
Благодаря Сен-Лорану Лиля Юрьевна погрузились в светскую жизнь Парижа! Они с Сен-Лораном посещали картинные галереи, подолгу рассматривая каждую картину, очень много разговаривали. И о моде, конечно. Ведь Лиля Юрьевна знала в этом толк и обращала большое внимание на одежду.
К 85-летию Брик Сен-Лоран сочинил для нее платье. В дальнейшем это платье ожидала честь экспонироваться в Музее моды Ив Сен-Лорана на улице Риволи.
Кутюрье был очень огорчен смертью Лили Юрьевны. Однажды, будучи в Москве, он пришел в её квартиру и долго там пробыл. Такую внезапную дружбу Ив Сен-Лоран объяснил так: «Она никогда не говорила банальностей, и у нее на все был свой взгляд. С Лилей Брик я мог откровенно говорить абсолютно обо всем».
А вот Анна Ахматова ненавидела эту женщину и всегда подчеркивала ее мелочность и отсутствие возвышенности.
Любовный треугольник Лиля-Осип-Маяковский известен всем, но и у Анны Ахматовой был свой любовный треугольник, где она выступала отнюдь не в роли повелительницы, а в роли второй жены...
"Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть что-то наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками, она молчит … Муж оставил на ней сухую самоуверенность, Маяковский – забитость, но эта «самая обаятельная женщина» много знает о человеческой любви и любви чувственной. Ее спасает способность любить, сила любви, определенность требований..."
Так вспоминал о Брик тот, кого Ахматова любила..
Николай Пунин - историк искусства, критик и филолог недолго встречался с Лилей.
Их короткий роман развивался в 1923 году, почти одновременно с тем, как Николай Николаевич начал отношения и с поэтессой Анной Ахматовой.
По его воспоминаниям и дневниковым записям Лиля была настойчива и они провели вместе несколько вечеров в отелях. Но значительного продолжения не было, когда Пунин признался ей, что не испытывает ничего, кроме физического влечения, Лиля предложила больше никогда не видеться.
"Наша короткая встреча оставила на мне сладкую, крепкую и спокойную грусть, как если бы я подарил любимую вещь за то, чтобы сохранить нелюбимую жизнь.
Не сожалею, не плачу, но Лиля Б. осталась живым куском в моей жизни, и мне долго будет памятен ее взгляд и ценное ее мнение обо мне.
Если бы мы встретились лет десять назад – это был бы напряженный, долгий и тяжелый роман, но как будто полюбить я уже не могу так нежно, так до конца, так человечески, по-родному, как люблю жену…" Писал в своих дневниках Николай.
А вот роман с Анной Ахматовой затянулся на целых 15 лет. Поэтесса жила с Николаем втроем, вместе с его законной женой Анной Аренс, одной из первых российских женщин-врачей. Анна Аренс, которая так и осталась единственной законной женой Пунина, занималась хозяйством.
Женщина очень страдала в том союзе, но на развод не соглашалась. Забавно, что кроме всего прочего она фактически содержала эту странную семью, поскольку у Пунина были трудности, а Анна Ахматова не печаталась.
Время жизни с Пуниным – одно из самых сложных в жизни Ахматовой. Время, когда она практически не пишет стихов, живет на правах приживалки, но всё-таки искренне не желает порвать эту связь. Поэтесса совершенно не приспособлена к бытовым трудностям и ведению домашнего хозяйства.
Пунин требует помощи в работе, внимания к своему искусствоведческому труду и, конечно, восхищения от обеих Анн.
Эти отношения продолжались до 1938 года. Причиной расставания стали взаимные обиды. Ахматова никогда не чувствовала поддержки от Пунина, а он называл ее «поэтом царскосельского значения».
Удивительно, но после расставания к Ахматовой вернулось вдохновение и она снова стала писать.
Пунин был арестован в августе 1949 года и приговорён к 10 годам лагерей в Воркуте. Там же он и умер от сердечного приступа.
Стихи-прощание с Пуниным от Анны Ахматовой звучали так:
"И сердце то уже не отзовется
На голос мой, ликуя и скорбя…
Все кончено. И песнь моя несется
В пустую ночь, где больше нет тебя."
Словом, и Анна, и Лиля слыли роковыми женщинами. Но любовные страдания Ахматовой превратились в шедевры, а у Брик стихи Маяковского — в денежные дивиденды. Именно благодаря ей у Маяковского взлетели тиражи, он легко получал загранвизы, часто выступал на Западе, где имел большие деньги. Словом, чары чарами, а гонорары гонорарами.
Только вот ненависть к Лиле Брик Анна Ахматова сохранила. Ее дом она до конца жизни пренебрежительно называла "салоном".
А возможно
Ахматова не любила Брик по той причине, что им обеим суждено было быть в любовном треугольнике. Только вот Анна Ахматова в своем треугольнике стала «второй женщиной», а Лиля в своем была единственной?..
А может Анна просто не могла простить, что когда-то Лиля Брик вызвала страсть в Николае Пунине?
Темури С.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 190
Именно с ней, а не с Ахматовой....