Есть актеры, натужно, надсадно взращивающие свой дар. А есть те, кому сама природа дала "легкое дыхание" - высокую простоту и элегантность игры, присущие гению. Таким был Евгений Евстигнеев - артист не по ремеслу, а по складу души, мастер на все времена.
Со сменой эпох в кино меняются и популярные типажи. 1930-е-1940-е годы - время персонажей Николая Крючкова, Евгения Самойлова, Бориса Андреева - цельных натур, героев в полном смысле слова. Середина 1950-х-1970-е - эпоха Алексея Баталова, Иннокентия Смоктуновского, Михаила Ульянова, Евгения Евстигнеева, которые играли сложных, сомневающихся людей.
Евгения Евстигнеева нет уже более 30 лет - он умер в 1992 году. Но жива его легенда - легенда о художнике вне времени, художнике с универсальным талантом. Евстигнеев был внимателен к "человеческой ткани" всех своих ролей (таково его определение), умел прочувствовать любой характер. "Актер должен уметь сыграть все", - был убежден он.
Он объяснял природу своего лицедейства так: "Я, прежде всего, любопытный. И хотя всех людей любить невозможно, интереса к ним художник терять никогда не должен".
Созданные Евстигнеевым образы - исчерпывающая энциклопедия нравов. Старик-полудитя Плейшер ("Семнадцать мгновений весны"), гедонист и "кудесник" профессор Преображенский ("Собачье сердце"), миллионер Корейко со змеиной улыбкой ("Золотой теленок"), малодушный Парамон Корзухин ("Бег"), респектабельный вор с державным обликом Ручечник ("Место встречи изменить нельзя"), стареющий мастер-танцор Беглов ("Зимний вечер в Гаграх"), демонический Иван Грозный ("Ермак")… Актер играл подвижников, прохиндеев, неудачников, и в каждую роль вкладывал знание человеческой природы и юмор.
Евстигнеев играл не только голосом и лицом, как многие современные актеры, но каждой клеточкой своего актерского естества. Внешне некрасивый, он так и приковывал взгляд, парализуя публику своим актерским электричеством.
Именно эта особенность Евстигнеева в свое время обратила на него внимание театральных педагогов. И, если он ошибался на экзаменах, педагоги прощали ему промахи за его очевидный талант.
В поколении Евстигнеева таким же универсальным артистом был Евгений Леонов. Они составляли удивительную антитезу: открытый, простодушный, чувствительный Леонов, вылитый "святой человек" Сарафанов из вампиловского "Старшего сына", - и закрытый, сложный, сдержанный Евстигнеев, отчасти похожий на профессора Преображенского из булгаковского "Собачьего сердца".
Оба актера одинаково гениально играли и трагедию, и фарс, исполняли чеховские роли (Леонов играл Иванова в одноименной пьесе, Евстигнеев - Серебрякова в "Дяде Ване", Дорна в "Чайке", Фирса в "Вишневом саде"). Оба актера не сыграли Достоевского, хотя сделали бы это превосходно. Ни Леонову, ни Евстигнееву почти не досталось "Вильяма, понимаете, нашего Шекспира".
Евстигнеев находил отдушину в кино. Иногда у него выходило по пять фильмов в год. Эльдар Рязанов, снявший актера в нескольких картинах ("Старики-разбойники" 1971 года - одна из лучших), вспоминал, что Евстигнеев был так измотан работой, что в паузах между съемками забирался в какой-нибудь укромный уголок и спал, пока коллеги травили анекдоты и острословили. Отдохнув, актер моментально включался в роль и обогащал ее все новыми импровизациями.
Впрочем, у этого "горения" ролью была и обратная сторона. Евстигнееву надоедало записывать дубль за дублем с тем, чтобы его партнеры наконец сыграли так, как того требовал режиссер. Снимая в 1970 году "Бег", Алов и Наумов немало помучились над сценой, в которой играли Михаил Ульянов (генерал Чарнота) и Евгений Евстигнеев (Корзухин). С каждым новым дублем Евстигнеев испытывал все меньше энтузиазма, в то время как Ульянов, наоборот, воодушевлялся. Актеров решили на время "разлучить" - Ульянову дали возможность репетировать снова и снова, а Евстигнеева развлекли приятными беседами. Наконец актеры оказались "на одной волне", и режиссеры поспешили снять сцену.
В марте 1992 года Евгений Евстигнеев считанные часы не дожил до назначенной операции на сердце. Он уже прошел исследования в лондонской клинике, где его должны были оперировать. Актер верил, что сможет снова играть, преподавать, передавать молодой жене-актрисе опыт освоения ролей. Чуда не случилось. Как говорили его близкие, сказались переживания, накапливавшиеся долгие годы.
"Никто из нас не видел игры великих мастеров прошлых поколений… Вроде бы все уже было. И, что бы ни делал актер, всегда можно найти в истории соответствующую легенду…", - замечал Евстигнеев. И тут же пояснял: "Меня это не смущает. Вполне вероятно, что для будущих поколений мы создаем другую легенду". И точно: мастер Евгений Евстигнеев стал чудесной и незабываемой легендой 20 века.
__________
Автор поста: Татьяна Осипова
#евгенийевстигнеев #извоспоминаний #судьбаактера #татьянаосипова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев