Фунт отлично выпеченного ржаного хлеба из муки без малейшей примеси стоил до первой революции всюду в Москве одну копейку. Это был так называемый кислый хлеб, тот самый чёрный хлеб русской деревни, что вызвал у народа благодарное признание: «Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка – по выбору».
Другой сорт ржаного хлеба был сладкий. Он выпекался из той же муки, что и кислый, но был заварной, на солоде, и стоил в Москве в те же годы и повсюду на полкопейки дороже кислого – полторы копейки за фунт.
Цены эти я помню твёрдо, я проверил их по расходной книге мамы, сохранившейся у меня по сию пору, и их легко проверить по «Ведомостям Московского полицеймейстера» за 1880-1890-е годы, где из номера в номер печатались цены на хлеб.
Копейка – фунт хлеба – это великое дело. Это значит, что в те давние годы ни один человек в Москве не мог умереть с голоду, ибо кто же при какой угодно слабости сил и при самой последней никчемности не мог заработать двух копеек в день, шестидесяти копеек в месяц? А за них он уже приобретал два фунта хлеба – иначе сказать, обретал никем неотъемлемое право не умереть с голоду.
«Матушка-рожь» кормила всех «сплошь» – всех неработяг, всех убогих, ленивых, неспособных к труду или немощных на труд, «всех дураков», и цена фунта ржаного хлеба всегда была в России мерой – быть или не быть, жить или не жить этим беднякам и дуракам. Если крестьянин в урожае ржи видел как бы застраховку своей жизни, гарантию своей независимости: «Не кланяюсь богачу, свою рожь молочу», то малый городской житель – фабричный, мастеровой, ремесленник, мелкий и мельчайший «служащий», бездетный или, наоборот, многодетный угловик- ко́ечник, наконец, просто нищий бездомовник – видел в цене ржаного хлеба самую возможность своего существования и признавался: «Когда рожь, тогда и мера».
Русский человек кланялся чёрному хлебу: «Ржаной хлебушка калачу дедушка». И у него были все основания, живя в Москве, отвесить этот низкий поклон: не всем по карману была увесистая белая, так называемая французская булка, стоившая пять копеек, не всякому доступен был знаменитый московскии большой калач из белейшей муки, мягкий, поджаристый, хрусткий и стоивший всего-то пятачок. Но ржаной хлебушка по копейке за фунт был доступен всякому, решительно всякому, даже наиничтожнейшему и наибеспомощнейшему человеку в Москве, а стало быть, всякий же, без единого исключения, всякий человек был застрахован в Москве от голодной смерти.
Сергей Дурылин «В родном углу»
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) «Крестьянин, отрезающий ломоть хлеба», 1820 год.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 39
А хлеба ни куска , так и в тереме тоска...
. Пословица
1 копейка - это ОЧЕНЬ много.
При Петре Первом средний размер заработный платы неквалифицированного работника, составлял 5 - 8 копеек в день. Рабочий мог зарабатывать за день на 2,5 - 4 кг. мяса. Простой солдат получал 3 - 4 копейки в день.
За 1 копейку нам могут предложить около 2 кг. окуней, а дальше придется добавлять.
За 4 копейки предлагают зайца, уже подготовленный для жарки.
За 6 копеек можно купить гуся или 5 цыплят. Конечно можно поторговаться и за 1 копейку нам отдадут 1 цыпленка, но что с одним мы будем делать?
Пуд хлеба мы можем забрать за 10 копеек.
Пуд мяса и хорошего осетра нам могут предложить за 30 копеек. Хочется, но уже дороговато.
За 40 копеек нам дают возможность приобрести двухмесячного теленка.
Так что Ваш хлеб, который Вы печете сами из готовых смесей не стал здоровым.
У нас в Луганске такой хлеб стоит 150 рублей.