Янтарная комната или «кабинет» - уникальный и единственный в истории пример использования янтарного материала в монументальной работе.
Как известно, янтарь очень капризен и неустойчив, его «парадный вид» слишком зависит от температуры и влажности. Сразу же после установки этого янтарного чуда в Зимнем дворце для обслуживания янтарного кабинета был выделен специальный смотритель. Три крупные реставрации были проведены только в одном 19 веке, а уж мелких ремонтов никто не считал.
С конца 17 века это «золото» Балтики активно использовалось в качестве драгоценного материала, с ним напрямую связан и расцвет прусского искусства этого периода. Янтарным «центром» в Европе владели курфюсты Брандербургские.
Жена одного из них, коронованного впоследствии как Фридрих I, София-Шарлотта и считается «автором» идеи янтарной комнаты. Во всяком случае, именно в её замыслы входило обустроить свою резиденцию янтарём. Начались работы, но через 8 лет заказчица умирает, а её супруг желает увеличить проект до целой янтарной галереи в Ораниенбурге, где при одном из своих визитов готовые панели из янтаря увидел Петр I.
Историками отмечается восхищение императора и его желание иметь подобное у себя в Санкт-Петербурге. Сын Фридриха, Фридрих-Вильгельм, известный своей практичностью не хотел продолжать бесполезные и дорогостоящие проекты родителей и решил воспользоваться готовым в дипломатических целях.
Он дарит в 1716 году янтарные панели для кабинета Петру I по поводу заключения с Россией союза. Поражённый император российский делает ответный подарок - в Пруссию отправляются 55 гренадер-исполинов и кубок из слоновьей кости, сделанный самим Петром.
Что именно собирался делать Пётр с этим янтарным чудом точно неизвестно, но лишь при Елизавете янтарный кабинет приказано обустроить в Зимнем дворце. Так в 1746 году появляется комната для официальных приёмов в Зимнем, а с 1755 её переносят в новый Большой дворец в Царском Селе.
Интересно, что переносят янтарные панели кабинета в бережно упакованных ящиках вручную из Петербурга за город. Однако выделенный для устройства янтарной комнаты зал оказался слишком большим по размерам, потому комната дополнительно украшается резьбой и зеркалами, а места «нехватки» затягиваются холстами и расписываются «под янтарь».
Окончательный вид янтарный кабинет приобретает при Екатерине II, на достройку кабинета уходит ещё 450 кг. янтаря. В итоге три стены кабинета украшены янтарём, расположенным в три яруса. В центральном - находится аллегорическая композиция в технике флорентийской мозаики – Вкус, Зрения, Обоняние, Слух и Осязание.
Такой выбор темы совсем не случаен, ведь именно янтарь наилучшим образом подходит для воплощения чувственных аллегорий. Известны его «уникальные способности» для оптических иллюзий и обмана зрения. Этот эффект янтаря умело использовали мастера интерьеров рококо.
К 300-летию Санкт-Петербурга всему миру предстала «обновленная», воссозданная за 24 года по чертежам и эскизам Янтарная комната, она располагается в Екатерининском дворце в Царском Селе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11
Огромное спасибо мастерам за их труд и мастерство!! Уникальное мастерство!