Великий артист!
Спектакли с ним это золотой фонд нашего искусства!
Фильмы-классика кинематографа!
Культовый фильм " Адъютант его превосходительства" с участием Владислава Стржельчика это шедевр кинематографа!
Золотая эпоха БДТ 1956 – 1989 годов неразрывно связана с именем Владислава Игнатьевича Стржельчика. Труппа театра была уникально сбалансирована, в ней были яркие индивидуальности, но одним
из самых любимых артистов Г. А. Товстоногова, несомненно был “Стриж”
– так называли его коллеги.
Он родился в Петрограде в 1921 году. В 1938 поступил в студию при БДТ.
Вспоминает Призван – Соколова:
«Он был поразительно красив – голубые сияющие глаза, вьющиеся белокурые волосы, красивые черты лица, прекрасная фигура и фонтанирующий темперамент. Всегда был весел. В нем был творческий заряд на всю жизнь. Когда грянула война, во время собрания труппы, прозвучал призыв “Добровольцы, на фронт!”- Cтриж первым шагнул вперед. И всю войну был в действующей армии».
Он закончил студию лишь в 1947 году и был принят в труппу театра.
К 1956 году, времени прихода Товстоногова, театр пребывал в растерянности и смуте. За пять лет не было поставлено ни одного заметного спектакля, и театр потерял зрителя. Приход Георгия Александровича должен был вызвать подъем настроения в труппе.
Товстоногов Стржельчика сразу принял. Он видел, что несмотря на молодость, с ним можно строить новый репертуар.
Режиссер сделал из героя - любовника характерного артиста.
Георгий Александрович обладал удивительным свойством – подхватить и развить в артисте то, что в нем завиднелось, замаячило и подсказать следующие шаги. Так создавались лучшие роли и спектакли.
После выхода постановок «Безымянная звезда», «Идиот», «Варвары» в театр вернулись зрители.
И в этих спектаклях ярко проявил себя Стржельчик. Работая в БДТ, Товстоногов сумел осуществить свою мечту о постановке русской классики. Большое значение он придавал зрительному залу театра с его балконами, ярусами, ложами.
... Театр Ленинского Комсомола, в котором он работал ранее, не удовлетворял подобным требованиям мастера. В нем можно было успешно проводить лишь партийные конференции и съезды.
Впервые я побывал в БДТ в конце 1972 года и, посмотрев Ревизора, старался не пропустить ни одной премьеры. Мне посчастливилось увидеть Владислава Игнатьевича в спектаклях: «Ханума», «Дачники», «Мещане», «Перечитывая заново», «Пиквикский клуб», «Волки и овцы», «Последний пылкий влюбленный», «На всякого мудреца довольно простоты», «На дне».
Я не буду в воспоминаниях о любимом артисте разбирать его роли в этих спектаклях. Пусть это делают профессионалы.
Но мне более всего понравилась игра Стржельчика в спектакле “Пылкий влюбленный...”.
Конечно, главную скрипку играла неподражаемая Алиса Бруновна Фрейндлих, но и Владислав Игнатьевич был очень хорош.
Эта пара держала зрительный зал в течение всего спектакля, а Стржельчик был замечательным партнером актрисы. Они играли легко, искрометно, как подобает большим мастерам. Хотелось ловить каждый их жест, каждое слово. Они буквально жили в своих ролях, а мы, зрители, увлеченно следили за ними.
Популярность Стржельчика в те годы была необычайно велика.
Вспоминает Крючкова:
"Если вы хотите исправить человеку настроение, просто назовите фамилию Стржельчик женщине, и у нее сразу в улыбке расплывается лицо. Он был олицетворением нашего города».
Вспоминает Рецептер:
«Его отличал настоящий природный артистизм. У него была одна роль – роль Стржельчика в Ленинграде, а потом в Петербурге. И он обязан был ей соответствовать».
Вспоминает Розенбаум:
«Стржельчик и БДТ 60 – 80 годов это символ города. Как кораблик на шпиле Адмиралтейства. Любое его появление – это бездна обаяния. Это был артист такой породы, который привлекал зрителей».
Вспоминает Боярский:
«Стриж – как часть города, как памятник Пушкину, он украшает, за ним стоят стихи, поэмы, биография. Зрители ломились на спектакли с его участием. БДТ был у всех на устах. Все разговоры о театрах города в итоге переходили на БДТ».
Интересно, как он одевался, менял костюмы, туфли, брюки.
Его внешний вид, осанка, походка и дополняющие их шарфик – все говорило о чувстве собственного достоинства и чести.
Ему нравилось быть таким. В этом была его суть. И это нравилось зрителям. Актер для зрителя человек необычный. Зритель хочет в театре полюбоваться, посмотреть на красоту, которая идет со сцены.
И Стржельчик отвечал этому.
Спектакль – это не кино. Артисту нужно затрачиваться каждый вечер. Владислав Игнатьевич выкладывался на каждом, даже на самом проходном спектакле. Такой же отдачи он ждал и от партнеров.
Cтржельчик был дисциплинированным артистом, но это не означает, что не было конфликтов с Товстоноговым по поводу ролей, которые Владислав Игнатьевич мог бы сыграть. В «Дачниках» хотел роль Суслова, а играл Шалимова. Мечтал сыграть Короля Лира.
..После одного серьезного разговора с Товстоноговым засобирался в Москву, даже был заказан контейнер. Его приглашали в Малый театр сначала Царев, а позднее Юрий Соломин, с которым он блистательно сыграл в «Адъютанте его превосходительства». Но не смог. Для него Ленинград – это все. Он не мог от него оторваться. «Петербург этот держит меня цепями!» – говорил он. Что–то все время его останавливало.
Он мог бы сыграть в «Истории лошади» вместо Басилашвили. Все данные для этого были, но отнесся легкомысленно. Когда спектакль получился, да еще какой, он понял и пожалел, что не принял участие.
Вспоминает Дина Шварц:
«У Стржельчика была великолепная память, он все хватал на лету, поэтому так страшно сделалось, когда он начал забывать текст».
Так начиналась болезнь. Обследование показало наличие опухоли мозга. Была сделана операция, но было поздно. Болезнь прогрессировала.
Владислава Игнатьевича не стало 11 сентября 1995 года.
Я часто прохожу мимо скромной шестиэтажки на улице Басссейной 47,
на фасаде которой закреплена мемориальная доска с надписью:
«В этом доме с 1971 по 1991 год жил Владислав Игнатьевич Стржельчик – народный артист СССР».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 64
И, вскоре, видим сцену - остановились, встали.
Ряды скамеек перед ней, а первый ряд - все стулья,
Скамейки заняты, а стулья нет - особ каких-то ждали!
А мы - студенты на полянке невдалеке присели.
Вдруг, хлопки мы слышим и они все больше нарастали!
Сквозь толпу, известные стране, артисты пробирались к сцене.
И громче хлопали, когда, среди них, любимцев узнавали!
"Смотри, вон там - Сергей Филиппов!" - все сразу встали.
Театра комедии, он артист и с улыбкой на лице его встречали!
По ролям комедийным в фильмах, его повсюду узнавали:
От лектора из "Карнавальной ночи" все до упада хохотали!
А следом за ним, Ленинградского БДТ Горького - артисты,
Зрители увидев их, рукоплескать еще больше стали!
Стржельчик Владислав, Кирилл Лавров, Олег Борисов
Прошли с улыбкой скромной к сцене - рядом с нами.
Чиновники, какие-то, шагали чинно рядом с ними -
Понятно стало, для кого ряд стульев тот держали,
Но все зри...Ещё..."Петергоф. Осень. Закрытие фонтанов. От канала направо повернули
И, вскоре, видим сцену - остановились, встали.
Ряды скамеек перед ней, а первый ряд - все стулья,
Скамейки заняты, а стулья нет - особ каких-то ждали!
А мы - студенты на полянке невдалеке присели.
Вдруг, хлопки мы слышим и они все больше нарастали!
Сквозь толпу, известные стране, артисты пробирались к сцене.
И громче хлопали, когда, среди них, любимцев узнавали!
"Смотри, вон там - Сергей Филиппов!" - все сразу встали.
Театра комедии, он артист и с улыбкой на лице его встречали!
По ролям комедийным в фильмах, его повсюду узнавали:
От лектора из "Карнавальной ночи" все до упада хохотали!
А следом за ним, Ленинградского БДТ Горького - артисты,
Зрители увидев их, рукоплескать еще больше стали!
Стржельчик Владислав, Кирилл Лавров, Олег Борисов
Прошли с улыбкой скромной к сцене - рядом с нами.
Чиновники, какие-то, шагали чинно рядом с ними -
Понятно стало, для кого ряд стульев тот держали,
Но все зри...Ещё..."Петергоф. Осень. Закрытие фонтанов. От канала направо повернули
И, вскоре, видим сцену - остановились, встали.
Ряды скамеек перед ней, а первый ряд - все стулья,
Скамейки заняты, а стулья нет - особ каких-то ждали!
А мы - студенты на полянке невдалеке присели.
Вдруг, хлопки мы слышим и они все больше нарастали!
Сквозь толпу, известные стране, артисты пробирались к сцене.
И громче хлопали, когда, среди них, любимцев узнавали!
"Смотри, вон там - Сергей Филиппов!" - все сразу встали.
Театра комедии, он артист и с улыбкой на лице его встречали!
По ролям комедийным в фильмах, его повсюду узнавали:
От лектора из "Карнавальной ночи" все до упада хохотали!
А следом за ним, Ленинградского БДТ Горького - артисты,
Зрители увидев их, рукоплескать еще больше стали!
Стржельчик Владислав, Кирилл Лавров, Олег Борисов
Прошли с улыбкой скромной к сцене - рядом с нами.
Чиновники, какие-то, шагали чинно рядом с ними -
Понятно стало, для кого ряд стульев тот держали,
Но все зрители лишь артистов глазами пожирали:
Как выглядят они и как одеты - все мы, тут же, примечали!
На спектакли, с их участием, чтоб попасть, тогда,
Очередь за билетами мы с ночи в кассу занимали!
И видим к ней уж подойдя: "Билетов нет!" - Не хватало их всегда!
То время, когда главрежем БДТ Товстоногов был, золотым назвали!
И вдруг: "Билетик лишний!" - слышим и быстрее мы туда!
Удивительно - на спектакли мы всегда, почти что, попадали!
======================================================
Виктор Моисеев "Мой Ленинградский горный. Табошар урановый"
Любое амплуа на высшем уровне!
Доброй, Светлой и Вечной памяти Артисту!