В США все радиостанции и телеканалы говорили о супругах Людмиле Власовой и Александре Годунове. Такой повод! На гастролях в Нью-Йорке ведущий танцовщик Большого попросил политического убежища в Америке. А вот его жена приняла решение вернуться в СССР...
Саше было три года, когда его семья распалась. Мальчика вместе с братом воспитывала мама.
Саша мечтал стать военным, но мама, несмотря на отчаянные протесты сына, отдала его в Рижское хореографическое училище. Когда Александр пришёл в училище, то был самым маленьким, стоял в ряду у балетного станка последним. В этот момент вряд ли кому-то могло прийти в голову, что этот мальчик, загнанный в балет мамой, станет высоким и статным красавцем, артистом, которому будет рукоплескать весь мир.
У Саши в хореографическом училище очень быстро появился друг, который, как и он сам, вскоре стал выделяться среди других учеников. Звали друга Миша Барышников, и ему, как и Годунову, суждена была всемирная известность.
Годунов попал в Большой театр в 1971-м. Станцевал "Лебединое озеро", успех был ошеломляющий. В это же время его взяла к себе в партнеры Майя Плисецкая. "Он был могуч, горделив, высок, - вспоминала знаменитая балерина. - Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Человек был верный, порядочный и вопреки своей мужественной внешности совершенно беззащитный."
В том же году молодой артист познакомился с ведущей балериной Большого театра Людмилой Власовой. Ему был 21 год, ей 28. Годунов увидел Людмилу на репетиции в зале Чайковского и сразу сказал себе, что завоюет эту женщину. Не влюбиться в нее было невозможно - красивая, гибкая, колдовская. Людмила между тем была счастлива в браке со своим партнером по сцене Станиславом Власовым.
Пылкая влюблённость Годунова не знала преград — его не остановила ни разница в возрасте, ни то, что его избранница была замужем. И вскоре влюбленные поженились.
Главные роли, зарубежные гастроли... Но у успешности Годунова была и обратная сторона. Балетный мир всегда был полон интриг.
Александр, не примкнувший ни к одной из существующих группировок в Большом театре, умудрился нажить недоброжелателей в каждой из них.
В 1974 году у Годунова начались настоящие проблемы. В США остался друг детства Михаил Барышников. После этого КГБ к каждому сигналу в отношении Годунова относилось чрезвычайно серьезно.
Самого артиста беспокоило другое — из-за всей этой возни он перестал получать роли, о которых мечтал. Эмоциональная и порывистая натура Годунова приводила к тому, что он в сердцах начинал рассуждать о возможности поступить «так же, как Барышников». Такие фразы, становясь известными, только ухудшали его положение.
Впрочем, не всё было так плохо. В 1976 году Годунов сыграл главную роль в балете «Спартак», о чём давно мечтал. В том же году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1978 году Александр сыграл роль в культовой советской картине «31 июня». В фильме он снимался с супругой Людмилой Власовой. По сюжету картины их герои расставались. Ни Александр, ни Людмила не догадывались, что этот сюжет окажется пророческим.
Летом 1979 года балет Большого театра был на гастролях в США. 19 августа Годунов исполнил партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», написанную Юрием Григоровичем специально для артиста.
Впереди у Годунова были три выходных дня, и его исчезновение не заметила поначалу даже жена, посчитавшая, что он заночевал в гостях у друзей. На следующее утро Александр не появился, и стало понятно — случилось то, чего многие опасались.
Руководители делегации спросили Людмилу: что она намерена делать? «Отправьте меня домой, к матери», — ответила артистка.
А вокруг уже разворачивалась большая политическая игра. Ещё до того, как американские СМИ сообщили о том, что советский артист балета Александр Годунов попросил в США политического убежища, вокруг отеля, где жила Власова, появились агенты ФБР и невесть откуда взявшиеся «протестующие» с плакатами: «Свободу Людмиле Власовой!»
Из отеля Людмилу вывозили, как в шпионских фильмах, самолету не давали взлететь, представители американских властей ворвались в салон с требованием освободить жену человека, попросившего у них политического убежища.
Противостояние в аэропорту растянулось на трое суток. Всё это время на борту находились 112 пассажиров, лишённых нормальных человеческих условий (в 35-градусную жару в самолёте не работал даже кондиционер). Но Власова твердо заявила, что возвращается.
Об этом несколько лет спустя снимут фильм «Рейс 222».
"Если бы все повторилось, я бы поступила так же. И вернулась домой. Стать причиной несчастий и страданий близких людей? Нет… А Сашу я очень любила и люблю," - так говорила в интервью Людмила.
Бегство Александра было неожиданным для всех, кто его знал. Некоторые предполагали, что он поддался порыву и не до конца взвесил последствия своего поступка, т.к. был абсолютно уверен, что жена останется с ним.
Существует версия, что Годунова во время тех злополучных гастролей в США подставили. Напоили, а на него плохо действовал алкоголь, сфотографировали в непотребном виде и вынудили попросить политического убежища.
"К сожалению, все так и было, - рассказывала Людмила. - И подставили, и напоили, и использовали, и заставили. Но у него, как у каждого человека, был шанс всё изменить."
О том, почему сбежал Годунов и почему осталась Власова, спорят и по сей день. Людмила Власова и спустя много лет говорила: несмотря на любовь к Александру, бросить мать в одиночестве она не могла.
Разрыв с Людмилой стал первым потрясением в новой, американской жизни Годунова. Первым, но далеко не последним.
Через несколько месяцев Александр Годунов впервые вышел на американскую сцену в качестве солиста Американского балетного театра. Выступал с успехом, однако вскоре вынужден был уйти из-за конфликта с руководителем труппы... Михаилом Барышниковым.
Одни называют это обычным конфликтом начальника с подчинённым, другие считают, что Барышников стал испытывать ревность к успехам друга детства. Как бы то ни было, Годунову было предложено перейти с классического балета на современный американский. Это требовало кардинального изменения техники, и Годунов наотрез отказался, покинув труппу. Он чувствовал себя преданным всеми – женой, другом. Остался без любимой работы в чужой стране...
Именно в этот момент появляется прекрасная женщина в жизни Годунова.
Американка с изумрудными глазами, сильная, уверенная в себе, очарованная Александром, она предлагает выход из тупика – Голливуд! Их роман называют самой знаменитой любовной историей конца прошлого века, которая началась в Нью-Йорке, на одном из тех светских раутов, которые Грета Гарбо язвительно называла «ярмаркой элитного скота в роскошном интерьере».
«Там присутствовали только отборные знаменитости, – вспоминала Жаклин Биссет. – Но главной звездой был, конечно, Александр Годунов. Он великолепно выглядел, явно знал об этом, но в нем не было и намека на самолюбование. И это, конечно, подкупало».
Годунов не подпускал к себе женщин, храня верность своей жене Людмиле Власовой. Для него знакомство с кинозвездой было лестным, но все же из серии «Еще как-нибудь увидимся». Он оценил шарм и обаяние Жаклин, но и только.
А вот Биссет потеряла голову: "В том, что я чувствовала, не было никакой логики. После десятиминутной беседы мне начало казаться, что я знаю этого человека всю жизнь". К моменту встречи с Годуновым Биссет считалась не только одной из самых красивых женщин Голливуда, но и одной из лучших актрис своего поколения.
«Он никогда не верил, что кто-то может любить его просто так, без всяких условий», – обмолвилась однажды Жаклин. Откуда в таком успешном человеке неверие в то, что его можно полюбить? Он как бы всегда проверял чувства людей на прочность, даже своих поклонников.
Неистовый на сцене, он был чрезвычайно немногословный вне ее.
Годунов со своей «загадочной русской душой» был совершенно не похож на мужчин, с которыми привыкла иметь дело Биссет, это только добавляло ему притягательности.
В глазах Жаклин он видел любовь. Но любил ли он? Спустя годы даже сама Жаклин отвечает на этот вопрос довольно уклончиво: «Он был нежен со мной».
А Годунов, между тем, откровенно тосковал по Власовой и умудрялся рассказывать о ней Биссет. Он всегда любил выпить, не отказывал себе в этом и в Голливуде... Жаклин понимала, что только работа может спасти его. Жаклин верила в то, что в кино у ее возлюбленного большое будущее.
Его первую роль критика превознесла до небес и пророчила появление новой звезды, однако, он совершил большую ошибку.
Саша отклонял многие предложения, на которые с удовольствием пошли бы звезды, Жаклин этого не понимала - реклама дорогой косметики – для нее, как для большинства голливудских актеров, это была просто работа.
За 10 лет он снялся в восьми картинах, в том числе и в "Крепком орешке" с Брюсом Уиллисом — потрясающий результат для русского актёра в Голливуде. Но не для Годунова. Он привык быть звездой, а здесь приходилось довольствоваться вторыми ролями малопривлекательных персонажей.
Творческая неудовлетворённость накладывалась на личные проблемы. Восьмилетний роман с Жаклин Биссет завершился ничем. Годунов мечтал о детях, Жаклин была не готова к такому шагу. Затем она взяла на воспитание дочь погибшей подруги, но становиться отцом для чужого ребёнка Годунов не хотел. Жаклин и Александр расстались.
Разрыв был мирным, Годунов и Биссет остались друзьям.
Жаклин тяжело пережила внезапную кончину Александра в мае 1995 года. «Я знаю, что сделала для Саши все, что могла. Не моя вина, что этого оказалось недостаточно».
Годунову было всего 45, он умер в своей квартире в Лос-Анджелесе, трое суток он просидел мертвым в кресле, в комнате, где на стенах висели русские пейзажи.
Те, кто знал Годунова в американский период его жизни, отмечают, что он избегал встреч с соотечественниками. Каждая такая встреча приводила к острому приступу ностальгии, который Годунов гасил изрядной дозой спиртного...
"Ностальгия была страшная, - говорила в одном интервью Людмила. - В Америке он чувствовал себя чужим и никому не нужным. За полтора года до своей внезапной смерти, Александр завещал развеять свой прах над Тихим океаном. Было ли это сделано - не известно. Секретарь и помощница Годунова Арлин Медан велела спешно кремировать его тело без вскрытия и свидетелей. И, прихватив урну, спешно исчезла.
Я встречалась с Жаклин Биссет. По ее инициативе. Она говорила, что хочет увидеть Милу, которую так и не смог забыть Годунов. Нашу встречу организовала Илзе Лиепа в своей квартире. Я постеснялась пригласить Жаклин к себе. Она мне говорила, что Саша был счастлив в Америке, но очень тосковал по мне… И я подумала: «Разве может быть счастлив человек, который тоскует?»
Тем не менее Жаклин мне очень понравилась. Мы вместе ходили в храм, молились за упокой души Саши. На Введенском кладбище организовали символическую могилу Годунова (рядом с местом захоронения его любимого педагога Алексея Ермолаева)… Мы принесли туда освященную горсть земли. На прощание обнялись, и Жаклин снова повторила: «Саша любил тебя всю жизнь…»"
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 550
И стремимся с другой
быть может на неё похожей!