(Автор этой любопытной статьи - Татьяна Захарченко.)
Сегодня мы сделаем еще один небольшой, но важный шаг к тому, чтобы стать Мастером.
Мы поговорим о Собственных Идеях.
Многие, кто начинает заниматься рукоделием (бижутерией, как в нашем случае, или вязанием, открытками, лепкой... да чем угодно!) делают свои первые работы по образцу увиденного – найденного либо в сети, либо в журналах, на выставках, в других местах.
В этом нет ничего зазорного... на этапе обучения.
И если бы не одно НО.
Часто этот этап затягивается.
Смастерив две-три вещи и почувствовав себя свободнее и увереннее, самое время бы пойти в «самостоятельное плавание» по большому творческому океану. Но то ли страх перед необходимостью самостоятельного выбора (а творчество – это тоже выбор), то ли банальное отсутствие собственных идей приводят к тому, что «мастер», отработав единственную технику «копирования», продолжает ею пользоваться.
Вот и получается, что такая шлюпка лишь курсирует вдоль берега, хотя ее капитан уверен, что теперь он – настоящий моряк :-)
Я не берусь осуждать таких «мастеров». Считаю, что копирование чужих работ для них – это просто легкий путь достижения результата. Они пошли по пути наименьшего сопротивления, не приложив труда для достижения большего. Но этот путь тупиковый. К сожалению, мало кто, двигаясь по этой дороге, понимает, что этот путь ведет в никуда.
Вы не только никогда не подниметесь выше автора работы, но даже не достигнете его уровня. Не ограничивайте себя таким нелепым способом.
Найти свои собственные идеи очень важно.
И очень просто.
Даже в том случае, если Вы никогда этим не занимались.
Я расскажу вам о простом приеме, благодаря которому у вас всегда будет запас интересных идей.
Я покажу, как за три простых шага можно превратить любую понравившуюся вам чужую работу в десяток собственных.
Кроме того, вы потренируете свое воображение, что, несомненно, в творчестве весьма полезно.
И навсегда избавитесь от желаний бездумно повторить чью-то работу. Просто потому, что вам это уже будет не нужно.
_____
Для работы вам понадобятся бумага, карандаш и фотография той вещи, которая вам нравится.
Задача очень проста.
Необходимо проанализировать, что именно в этой работе Вы считаете наиболее интересным. Запишите в столбик все детали работы, благодаря которым она приобрела в ваших глазах свою ценность.
Только давайте сразу договоримся: никаких «она такая... такая!!!....» Только конкретные детали.
Даже если Вам нравится ВСЕ – даже в этом случае это «все» поддается разбору.
Кстати, в процессе такого разбора вполне вероятно Вы обнаружите, что не все в этой работе приводит вас с восторг. Вполне возможно, что кое-что может даже вызывать обратную реакцию.
Если Вам сложно с первого раза отделить детали от целого, предлагаю список вопросов, отвечая на которые, Вы сможете выявить те моменты, которые требуется.
Вам в выбранной работе нравится:
- вид изделия?
- форма изделия?
- форма отдельных деталей?
- сочетание деталей?
- цветовая гамма?
- отдельные цветовые сочетания?
- материал?
- сочетание материалов?
- необычность чего-либо: материал, форма, цвет, фактура?
- функциональность?
- размер?
- соединение деталей?
- необычный акцент в изделии на что-либо? (на что?)
- вид изделия на фотографии?
Это список самых общих вопросов. Думаю, Вы без труда сможете расширить и конкретизировать его. В дальнейшем чем более детальный список вы составите – тем более точно сможете определить, что же именно Вас так зацепило.
Уверяю, если Вы проделаете такое упражнение – Вас ждут интересные открытия :-)
Вполне возможно, что окажется, что в работе, которой Вы восхищались, все дело в незначительной детали, скажем, в оригинальной застежке в необычном месте.
Сразу хочу уточнить один момент... Ваша цель – не покритиковать работу, сказав, что вот это мне нравится, а вот это – нет, и даже не похвалить, а наоборот, лучше всего остаться в роли стороннего наблюдателя. Так будет проще выявить мелочи, которые привлекли ваше внимание и решить, что именно в этой мелочи «зацепило».
Избегайте обобщенных формулировок, таких как «красиво», «хорошо сделано», «красивая фотография», «гармонично». Вместо этого примените более точные характеристики: «аккуратно заделаны концы», «приятное сочетание трех оттенков зеленого», «удачный боковой ракурс», «неожиданно гармоничное сочетание натуральных камней и металла», ну и так далее.
Высший пилотаж – если вы сумеете для каждой детали не просто зафиксировать то, что привлекло внимание, но и сформулировать некий вывод, мысль, чем это может быть полезно для вас конкретно сейчас.
После того, как список составлен, подумайте и попытайтесь представить, как могла бы выглядеть эта же деталь, но в другом исполнении (если это форма - то из другого материала, если материал или прием работы – то в другом месте или в другой форме). Уделите внимание как деталям, которые вам нравятся, так и тем, которые вы считаете неудачными. Если деталь кажется неудачной, подумайте, почему, и что бы вы поменяли, будь это ваша работа, чтобы это исправить. Лучше всего не надеяться на свою память, а записать или зарисовать те мысли, которые придут в голову. При этом постарайтесь зафиксировать любые, даже самые невероятные идеи. Между прочим, самыми удачными впоследствии оказываются именно те идеи, которые в первый момент казались полной чепухой :-)
_____
Чтобы было нагляднее, я разберу один пример.
В качестве примера я выбрала работу Ливы Рудзите и постараюсь показать ход мыслей при анализе этой вещи.
Комментарии 1