"ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ".
Режиссер Владимир Мотыль. Его называют «последним романтиком» кино. И это правда. Ведь кажется, как всё просто и легко сделано в «Звезде» - от первых слов: «Не обещайте деве юной любови вечной на земле» до бесконечного забора, часового и сбившихся в стайку замерзших декабристок.
Между тем фильм выстроен «кирпичик за кирпичиком» - музыка Исаака Шварца, стихи Окуджавы, история трёх пар (князей Трубецких и Волконских с жёнами, и француженки Полины Гебль с поручиком Анненковым).
И, конечно же, блестящие актёрские работы: Алексей Баталов с Ириной Купченко, Олег Стриженов с Наталией Бондарчук, Игорь Костолевский с Эвой Шикульской, даже в небольших ролях - Иннокентий Смоктуновский, Василий Ливанов, Татьяна Панкова, Олег Янковский, Олег Даль.
До «Звезды» Мотыль пять лет ничего не снимал, осторожно подбираясь к теме декабристов. Предлагал экранизировать «Кюхлю» Юрия Тынянова - сценарий закрыли по указанию ЦК. Затем Мотылю попались мемуары Полины Геббль (Анненковой). За ночь он написал заявку сценария «Комета - любовь моя» - о её любви к поручику Ивану Александровичу Анненкову.
«Зачем в фильме про наших героев француженка?» - возмутилось начальство, усмотрев в её романе с декабристом намёк на советских диссидентов. Они отослали Мотыля к некрасовской поэме «Русские женщины». И правильно сделали. Так появилось посвящение- «Женщинам России».
Тем не менее, и этот сценарий зарубили. Тогда Мотыль поехал в Ленинград, в обком партии. Вручил сценарий секретарю по идеологии. Начальственной даме читать было недосуг, она отдала текст дочке - старшекласснице. Та поутру вернула его со слезами, растроганная: «Вот это будет кино!»
Судьба будущего фильма была решена. Мама юной читательницы позвонила в Москву министру кинематографии Ермашу: «Ленинградский обком заинтересован в фильме про декабристов». Так сценарий попал на «Ленфильм».
А Ермаш «отыгрался» на кассе - вместо 3,5 млн руб. урезал смету «на кино про дворян» до 1,5 млн, и был уверен, что режиссёр обидится и откажется снимать. А вот Мотыль, подобно своей героине «мадемуазель Полин», сказал традиционное русское: «Авось! Была не была!»
Чтобы добиться разрешения снимать в Зимнем дворце по утрам, когда в музее
нет посетителей, Мотыль отправился к директору Эрмитажа Пиотровскому, взяв с собой артиста Василия Ливанова (он сыграл Николая I) в костюме императора и при всех царских регалиях. «Ну, государю в его же доме я отказать не могу!» - отреагировал с юмором директор.
В таком патриотичном фильме, по мнению властей, должны были сниматься только любимые народом актеры. «Никаких дебютов» - было предписано Мотылю. А он взял и пригласил на роль поручика Анненкова - никому тогда не известного 27-летнего актёра из массовки Игоря Костолевского.
«Да это какой-то маменькин сынок, а не декабрист!» - вынесли вердикт в Госкино после просмотра проб. И категорически запретили его снимать. Да и сам «новоприглашённый» повёл себя не лучшим образом - придя домой к Мотылю, уронил вешалку и опрокинул кофе, на пробных съёмках, как нарочно, был неловок, будто подтвердил мнение начальства.
Но Мотыль «сослал» Костолевского на пару месяцев в конноспортивную школу - учиться скакать. За это время режиссёр снял две трети фильма, про две другие пары. Остались сцены с Анненковым.
«И вот, наконец, мы начали работу над эпизодом конной прогулки Ивана Анненкова с Полиной Гебль, ее играла польская актриса Эва Шикульска. Помните, как он осыпает ее цветами? И вот все готово, съемочная группа настроилась на веселье, помня, как Костолевский запарывал дубли.
И вдруг!.. Все буквально онемели… Вчерашний «растяпа» и «недотепа» так красиво и уверенно держался в седле. Так лихо проделывал прямо-таки цирковые номера, что ему аплодировали даже вчерашние недруги. Начальство сделало вид, что никакого запрета на съёмки Костолевского и не было» /Вл. Мотыль/.
Фильм снимали быстро, на небольшие деньги и с огромным энтузиазмом. Ленинградцы, работники музеев, позволили производить съемку в Зимнем, в интерьерах Петродворца. Очень долго ждали снега для съемок восстания 14 декабря 1925 года. Погода была теплой и пасмурной. Пожарная пена оказалась непригодной: ко всему прилипала. Уже решили отослать кавалерию, и за два дня до конца съемок пошел снег.
В бешеном темпе с приступили к сценам восстания. Все работали очень хорошо. Помогла операторская работа Дмитрия Давыдовича Месхиева — ДД («Дама с собачкой», «Полосатый рейс», «Долгая счастливая жизнь», «Игрок», «Труффальдино из Бергамо»). Помогла музыка Шварца, создала настроение идеальной романтики и поражения. Консультировал постановщиков хранитель обычаев старины, Леонид Леонидович Оболенский.
А сибиряки в сценах ссылки снимались бесплатно, толпами приходили смотреть любимых декабристов, построили для киношников острог из дорогого дерева в натуральную величину.
Думается, люди хоть раз в жизни посмотревшие этот фильм, тронуты историей любви князя Трубецкого и его супруги; Анненкова и Полины Гебль; князя и Марии Волконских, истории благородных и красивых людей.
К слову сказать, жена Анненкова, Полина Гебль, похоронила 12 из 18 собственных детей- историки и те, кто всерьез интересуются тем временем, невольно задаются вопросом- стоит ли любовь мужчины и женщины того, чтоб хоронить такое количество совместных детей?
Известен случай, когда муж- декабрист Якушкин запретил своей жене Анастасии Васильевне ехать вслед за ним, чтоб она могла сберечь и поднять детей. Но жена всё равно умерла от тоски по любимому мужу.
И конечно же, фильм посвящен подвигу всех жен декабристов, поехавших на каторгу в Сибирь за своими мужьями — участниками восстания 1825 года. Благодаря им в тех суровых краях были открыты школы, библиотеки и больницы. Не совершив никаких преступлений, декабристки спокойно несли свой крест и продолжали поддерживать своих мужей.
Из забавных исторических фактов можно привести следующий: помимо просвещения крестьян, постройки аптек, больниц, школ, ремесленных училищ и библиотек, братья Бестужевы и Торсон выращивали в Бурятии первые дыни и арбузы. Именно ученики этих декабристов, отучившись, поступали затем в училища и ВУЗы, показывали лучшие результаты.
Когда декабристы вышли на Сенатскую площадь, они были ещё далеки от народа, плохо представляли себе, что нужно делать, чтобы по-настоящему помочь изменить жизнь в стране к лучшему, помочь людям. Зато каторга многому научила детей дворян: учиться и работать, создавать новое, делиться книгами и инструментами с теми, кто ещё только учится.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2