БОРИС ТЕНИН и ЛИДИЯ СУХАРЕВСКАЯ.
Они прожили долгую и счастливую жизнь, в которой были и взлеты, и падения. Но удач было не в пример больше. Вместе работали в театрах, переезжали, играли, любили. Порознь они жили только лишь в те годы, когда не были знакомы друг с другом.
Детство Бориса Тенина прошло в Туле – и вряд ли будущего актера можно было назвать хорошим мальчиком. Он был заводилой в компании местных хулиганов, воровал шоколад из лавок.
А однажды целое лето дышал раздобытым где-то эфиром. Все это прошло, а вот самый мощный наркотик, привязанность к которому он почувствовал очень рано, остался. Имя ему – лицедейство.
Тенин любил музыку во всех ее проявлениях. Мальчишкой играл на всем, что попадалось под руку: выстукивал мелодии на бутылках с водой, играл на пиле, звенел колокольчиками.
Позднее освоил гитару, а будучи артистом, выучился игре на банджо, гавайской гитаре и
других инструментах. С самого раннего детства была в нем скоморошья нотка – в хорошем смысле этого слова. И именно комедия стала основным направлением его актерской деятельности.
В 1922 году Борис Тенин окончил Государственный институт музыкальной драмы и, подобно многим артистам того времени, сменил бесчисленное множество театров.
Это время, по его собственным словам, было в его жизни «периодом Антоши Чехонте» − временем накопления опыта, знаний. Становление артиста продолжалось всю первую половину его жизни: работа в театрах «Синяя блуза», в передвижной труппе «Комедианты», в московской Вольной мастерской Мейерхольда.
По воспоминаниям самого актера, его первой ролью был «шум толпы»: «Я был назначен «шумом толпы» за кулисами. Он стал моей первой ролью в качестве артиста. Так я получил свою первую зарплату».
После была «Современная буффонада», театр «Обозрений», московский мюзик-холл. В 1937 году Тенин поступил в ленинградский Театр Комедии, где начался второй период его жизни: он стал ведущим актером театра, а также познакомился с будущей женой − актрисой удивительного дарования Лидией Сухаревской.
Народная артистка СССР Лидия Петровна Сухаревская родилась 30 августа 1909 года в селе Поповкино Вологодской области. Ее семья была далека от искусства, но у девочки была возможность читать Вальтера Скотта, Диккенса, Жюля Верна, участвовать в драмкружке при городском училище и даже писать пьесы, начиная с 11 лет.
Сама Сухаревская вспоминала: «Их названий сейчас не помню… Сама эти пьесы ставила, и сама же играла главные роли. Было это в углу двора, около забора». После школьного драмкружка был следующий – при фабрике.
Там Сухаревской посоветовали всерьез заняться актерской деятельностью, что она и сделала, поступив в 1927 году в Первую Государственную студию. Денег в семье не было, девушка была принята «в счет хозяйственных расходов студии».
После трех лет довольно хаотичного обучения вся группа студийцев была принята в Агит-театр, который получил звание Колхозного.
«Работа была большая и интересная. Мы ездили по колхозам и крупным фабрично-заводским центрам, где не только играли, но и сами были монтировщиками, костюмерами, осветителями и бутафорами. Работалось дружно и весело».
Когда Колхозный театр распался, Лидия перешла работать в ТРАМ, где прослужила год, после чего работала в труппе Радиокомитета. Вскоре Сухаревская получила приглашение играть роль Тани в пьесе Катаева «Дорога цветов». Так она попала в ленинградский Театр Комедии.
1930−1940-е годы – пик актерской популярности супругов, особенно Бориса Михайловича Тенина. Во многом благодаря кино: сначала он сыграл заведующего клубом в картине «Кружева» (1928 год), затем
секретаря парткома в фильме «Встречный» в 1932 году.
Вместо дисциплинированного, «по линейке» выверенного партработника на экране появился простой парень Вася, который ухлестывал за чужой женой, пил со старым мастером, и далеко не всегда знал, «как надо».
Как это обычно бывает, Тенина тут же завалили сходными предложениями, в одном из фильмов, «Вражьи тропы», он даже снялся в 1935 году. Но он не любил топтаться на месте и штамповать удачные образы.
«Если б мне теперь представилась возможность стать клоуном, я не повторялся б ни в обличье, ни даже в характере. В каждой программе я хотел бы быть разным, неожиданным».
Поэтому Тенин не стал множить одинаковые роли, сыграв множество чуть ли не противоположных – от бравого солдата Швейка до комиссара Мегрэ. В каждую из этих ролей он привносил что-то свое, легкое, неуловимое – обаяние, смех, откровенность.
Кроме юмора и яркой характерности была в Тенине врожденная, ничем неистребимая интеллигентность. Это видно даже из роли
крестьянина, солдата Ивана Шадрина в фильме «Человек с ружьем».
За тяжёлой походкой, говорком, грубыми негнущимися пальцами нет-нет, да и проскочит хитрая усмешка, - лукавая, и несомненно, городская. Усмешка самого Тенина, который и здесь не может отказать себе в удовольствии «подмигнуть» зрителю.
В военном 1943 году Борис Тенин снялся в фильме «Новые похождения Швейка», откровенно агитационном, в котором актёр сыграл лучшего Швейка, из всех когда-либо
сыгранных.
Так же, как потом, спустя 30 лет, комиссар Мегрэ Бориса Тенина будет признан самым аристократичным Мегрэ в кино: Жорж Сименон прислал актеру письмо, в котором назвал его лучшим исполнителем этой роли.
Готовясь к роли, Тенин кропотливо изучал материалы по криминалистике, психологии, истории – и оказался сторицей вознагражден зрительской любовью.
В остальном же кинокарьера Бориса Тенина сложилась не во всём удачно. Он немало снимался, даже получил в 1948 году Сталинскую премию, но в период от «Человека с ружьем» и до комиссара Мегрэ у него не было больше запоминающихся ролей.
Совсем иначе обстояло дело с его женой, Лидией Сухаревской. В 1939 году она сыграла Белендрясу в фильме «Василиса Прекрасная» и затем множество разноплановых ролей.
За роль княжны Елена Павловны в фильме «Мусоргский» в 1951 году актриса была удостоена Государственной премии СССР. Сухаревскую больше знали по работам в кино, в то время как Тенина – в театре.
В кино они часто снимались вместе. И самым знакомым в этом смысле является телеспектакль «Старомодная комедия», поставленный в 1975 году. В театре же они вместе были всегда: начиная с той самой «Дороги цветов» в ленинградском Театре Комедии.
В их дуэте Сухаревскую всегда называли мозгом, а Тенина - душой. Как и полагается, они были неразлучны всю жизнь, с момента встречи. Вместе приходили в театры, вместе уходили.
В то время частые переходы из театра в театр совсем не приветствовались ни руководством, ни общественным мнением, но они не обращали на это внимания. Известен ответ Сухаревской министру культуры: «Мы не быдло, мы актеры. Не вам выбирать главных режиссеров».
Они могли себе это позволить. Недаром Тенин любил приговаривать: «В театре есть два профессионала: сапожник и я. Мы всё делаем точно, качественно и вовремя». При всей нескромности данного заявления актер имел на него право – столь кропотливо и ответственно подходил он к каждой мелочи.
Например, известно праведное возмущение Бориса Михайловича, по поводу грима: «Как можно сыграть Марка Твена, Карла Маркса, Льва Толстого или царя Берендея без бороды? Сыграть их побритыми меня можно было заставить только по приговору Верховного трибунала. Нельзя подходить к роли как к безразмерным носкам, они должны быть по размеру».
Если Тенин много внимания уделял внешней стороне, то Сухаревская переживала больше за внутреннее соответствие, примеряя на себя образы крестьянки, аристократки, и советской комсомолки.
«Я не хочу быть актрисой, которая «не ведает, что творит», а хочу быть вполне ответственной вместе с режиссером и за ошибки, и за успехи. Хочу «ведать» и «познать» − это главное».
Кроме друг друга и театра у супругов была еще одна большая любовь − библиотека. У Тенина их было три, до наших дней дожила последняя, третья – по завещанию она отошла в дар музею (первая потерялась при переезде в Ленинград, вторая погибла в годы войны).
Книги были его большой любовью, по собственным словам актера, его увлечение прошло три периода: «накопительство», «увлечение» и, наконец, «изучение темы». Библиотека содержала большое количество классики и особый раздел юмористической литературы, от классической до наших дней.
Так и жили эти двое: любили и ценили друг друга (на людях – исключительно по имени-отчеству, с подчеркнутым уважением), играли в одних театрах и в одних спектаклях, снимались, читали книги, гуляли, дополняли друг друга – и в жизни, и на сцене.
Своеобразным итогом их жизни и любви многие считают «Старомодную комедию», она как нельзя лучше раскрывает их отношение друг к другу, взаимовыручку и поддержку во всём.
Тенин и Сухаревская ушли из жизни друг за другом: Борис Михайлович - 8 сентября 1990 года, в 85 лет, Лидия Михайловна пережила мужа лишь на год: 10 октября 1991 года и ее не стало. Оба похоронены на Ваганьковском кладбище, и на их могилах часто лежат свежие цветы – лучший знак зрительской памяти.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3