Точное время установления празднования рождества Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где святой служил архиепископом, и на родине его родителей.
Затем, в пору крестовых походов, праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда прийти на Русь, где святой был глубоко чтим с древних времен.
Предположительно, данное церковное торжество существовало и у античного народа — греков, проживавшего в те далекие времена на территории руссов, однако пока что сведения эти не подтверждаются.
С девятого века Николай Угодник почитался на Руси как небесный покровитель державной власти — считалось, что он особо покровительствует православным царям.
Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.
Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено.
Празднование было возобновлено спустя несколько веков, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.
Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору патриаршества Никона в 1657 году.
Праздник рождения святого был возрожден в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и поэтому пока не очень широко известен в России.
Чествование святого
Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь.
Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки.
Примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети).
В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев