27 августа – День российского кино! А в 2024-м году роману «Города и годы», прославившему Константина Федина, исполнилось 100 лет.
Когда в детстве ленишься читать заданную в школе книгу, всегда надеешься, что по произведению сняли фильм – посмотришь его и можно гулять: на уроке завтра не пропадёшь – что-нибудь да ответишь!
В случае с двумя экранизациями романа «Города и годы» этот приём не пройдёт: фильмы настолько отличаются от оригинала, что пересказ сюжета повергнет учительницу или в недоумение, или в шок! Можно, правда, надеяться на тройку, где балл вам накинут за творческий склад ума. Тем не менее, оба фильма заслуживают внимания, и особенно интересно их смотреть после прочтения романа.
В 1930-м году Евгений Червяков снимает немой фильм, в котором, как пишет критика, «почти идентично перенесена сюжетная канва первоисточника» – романа Константина Федина. Канва, может, и узнаётся, но герои действуют иначе, да и характеры у них совершенно другие: например, Мари Урбах здесь не симпатичный читателю героиня западного мира, а надменный и даже карикатурный аристократка.
Фильм интересен немым форматом именно в отношении романа «Города и годы». Произведение задумывалось автором как эксперимент. Константин Федин пытался донести атмосферу, образы, настроение не через прямое описание действительности, а через необычные для этого экспрессивные художественные приёмы. Немое кино, в силу технических ограничений, пыталось добиться похожих эффектов визуальными способами. Сегодня они воспринимаются так же необычно, как когда-то новаторские приёмы Константина Федина.
Высокобюджетная экранизация Александра Зархи, снятая почти через полвека, в 1973-м году с известными актерами: Барбарой Брыльской, знакомой нам по «Иронии судьбы…», и «мушкетёром» Игорем Старыгиным — неторопливый двухсерийный фильм. Немцев здесь зачастую играют немцы: фильм снимали не только в СССР, но и в Восточной Германии.
Герои и здесь живут «своими жизнями»: женятся, умирают, но совершенно иначе, нежели у автора романа. Причем если для первого фильма трансформации в сюжете объясняли изменениями, «свойственными экранизациям объёмных литературных форм», то фильм длиною в 133 минуты «оправдаться» нехваткой времени не может. И всё же, его приятно смотреть и сегодня, фильм стал классикой советского кино.
Во времена СССР государство определяло нарративы всего культурного процесса, но и они менялись с течением времени. Именно поэтому роман Константина Федина, фильмы Евгения Червякова и Александра Зархи, несмотря на общее название – три самостоятельных произведения, между которыми почти 50 лет! И прочитав книгу, эту разницу можно увидеть в фильмах.
В праздник Дня российского кино самое время вспомнить, что кино – это не столько способ пересказа произведений, сколько возможность посмотреть на старое новыми глазами.
Автор: Николай Зайченко.
Нет комментариев