Но этот – вредный особенно.
Он в том заключается, что человек отказывается видеть в себе хорошее. Отрицает его в себе. Утверждает – ожесточенно и яростно даже – что все в нем плохо, все никуда не годится, доброго – решительно ничего.
Мало кто задумывается, что в этих словах, в убежденности этой заключается страшная неблагодарность по отношению к Богу, клевета на Него, может быть, хула даже.
Неужели Он, все, сотворенное Им, признавший «хорошим» и «хорошим весьма» (ср.: Быт. 1:31), кого-то из нас намеренно всего этого хорошего лишил и ввел в мир только для того, чтобы мы служили каким-то небывалым примером решительной худости и никчемности? Рассказав притчу о талантах, сделав ее для нас известной, конкретно нам никаких талантов не вручил? Иными словами – был жесток, несправедлив и прямо-таки беспощаден?
Нет. Неправда это, конечно.
Истина такова, что нет и не может быть ни одного человека, в котором хорошего (и по-настоящему при том хорошего!) не было бы. Нет ни одного из нас, кто не был бы по образу и подобию Божию сотворен, кто не нес бы в себе хотя бы малой доли удивительного сродства и сходства с нашим Создателем, кто не был бы способен дать им в себе проявиться и раскрыться. Нет никого, кто был бы Господом обделен.
И потому так важно находить в себе хорошее, не бояться его признавать и не бояться того труда, который с этим, безусловно, связан. И подвига не бояться. И боли не бояться – она часто неизбежна, когда это хорошее пробивает в нас себе дорогу к свету или же мы пробиваем ее.
Находить и благодарить. Не только словом, но и делом. То есть пользуясь хорошим, взращивая и умножая его, радуясь ему искренне и непритворно.
Игумен Нектарий Морозов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1