Светла́на Серге́евна Дружи́нина (род. 16 декабря 1935, Москва) — советская и российская актриса, кинорежиссёр, сценарист. Академик Петровской академии наук и искусств. Народная артистка РФ (2001).
Светлана Дружинина родилась 16 декабря 1935 года в Москве. В 1955 году окончила хореографическое училище ГАБТа, в 1960 году - актёрский факультет (мастерская Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова), в 1968 году - режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская Игоря Таланкина). В 1989 году Светлана Дружинина стала Заслуженным деятелем искусств РСФСР. В 2001 году ей присвоено звание «Народная артистка Российской Федерации». Супруг Светланы Сергеевны - бессменный оператор её картин Анатолий Мукасей.
Честь - никому! Режиссёр Дружинина о детстве, кино и любимых людях
Автор текста: Светлана Кузнецова
"Гардемарины 1787. Мир". Фильм вышел в прокат 5 октября 2023 года. Цифровая премьера состоялась 3 ноября 2023 года.
«Гардемарины 1787. Война». Картина вышла в прокат 16 ноября 2023 года.
Обе картины продолжают большую серию о русских мушкетёрах. Ну кто же не смотрел «Гардемарины, вперёд!», «Виват, гардемарины!» или «Гардемарины III» с Дмитрием Харатьяном, Александром Домогаровым, Михаилом Мамаевым и Михаилом Боярским.
Исторические костюмы практически ко всем фильмам Светланы Дружининой создавал известный российский дизайнер, заслуженный художник Чувашии Игорь Дадиани. Их связывает давняя дружба. Светлана Сергеевна не раз приезжала в Чебоксары в гости к мастеру. В один из приездов мне посчастливилось записать небольшое интервью с народной артисткой России, кинорежиссёром Светланой Дружининой.
На языке Эзопа
- Режиссёр – не самая «женская» профессия…
- Самое важное – это ощущение бесконечного счастья. Оно возможно лишь тогда, когда ты занят любимым делом. Я всю жизнь шла по велению своего сердца. И очень, страстно люблю свою работу. В мировой практике есть примеры невероятно талантливых женщин режиссёров: наша Татьяна Лиознова, итальянский режиссер Лилана Ковани… Их картины - необыкновенно чувственные и в то же время общечеловеческие, социальные. Их фильмы, безусловно, на века.
- Насколько трудным был ваш путь в этой профессии?
- Я могу сказать так: Господь посылает случай, а дальше твой бесконечный труд. Не везёт только лентяям. Я дитя войны, родилась в голодное время на окраине Москвы. У меня интересные корни: со стороны папы священники, а в маминой родне – степные казаки. Мама отдала меня, лысую - тогда всех стригли наголо, вши не были редкостью - худющую девочку в балетное училище при Большом театре. Моим партнёром по сцене был Марис Лиепа, звезда мировой величины. Нас учили педагоги императорских театров. Помимо профессиональных навыков, привили вкус к корсетам, чулкам, шляпкам, перчаткам. Затем я освоила актёрскую профессию, а позже получила и режиссёрское образование.
- Светлана Сергеевна, почему вы обратились к Российской истории и вот уже столько лет создаёте исторические фильмы? Не самое модное и хлебное на сегодняшний день занятие.
- Мне очень интересно работать во времени. Свой первый исторический фильм «Исполнение желаний» я поставила вместе с автором книги Вениамином Кавериным. В то время, как, впрочем, и сейчас, был необходим Эзопов язык. И это только на первый взгляд кажется, что художник рассказывает о времени, далёком от нас, о тайнах, интригах, болезненных страстях, предательстве и любви. На самом деле, на историческом материале я говорю о современности, о нашей жизни, о нас с вами. История даёт такую возможность – говорить о современном.
«Мне везёт на людей!»
- Вы сказали, что Господь посылает случай, как и замечательных людей, которые вас всегда окружают.
- О, да! Мне невероятно везёт на очень красивых, талантливых людей, с которыми меня так щедро сводит судьба. Я невероятно счастлива, что в моей жизни однажды и навсегда появился замечательный художник по костюмам Игорь Дадиани. Я оказалась на модном показе, его коллекция «Чёрный жемчуг» заворожила меня своей образностью, драматургией, в каждой детали чувствовалась рука большого художника. Это был настоящий театр. С тех пор Игорь – автор всех исторических костюмов для моих фильмов. Они вызывают такой восторг зрителей! Помню, какой фурор произвёл выход Анны Иоанновны в исполнении Инны Чуриковой на съёмках в палатах Кремля. Все его костюмы – настоящее произведение искусств.
-Есть такое выражение: «Не только ты смотришь фильм, но и фильм смотрит тебя». Расскажите о вашем зрителе.
- Я всегда очень рада своему зрителю, думающему, неравнодушному. Он, к счастью есть, и в Великом Новгороде, и в Ульяновске, и здесь, в Чебоксарах. Это такой зритель, который соскучился по хорошему отечественному кино, который любит, без ложного пафоса, свою историю, гордится своими корнями. К сожалению, зрителя бессовестно «опустили» в 90-ые. Кино – скоропортящийся продукт. Поэтому я беру свои фильмы, любимых актёров, и мы выезжаем к зрителям. Причём, я стараюсь много с ними говорить, помогаю им грамотно воспринимать искусство кино. И зрители отзываются. Без обратной связи «художник – зритель» не может быть настоящего искусства.
- Светлана Сергеевна, где вы находите вдохновение на такую активную творческую жизнь, оптимизм, с которым живёте и работаете?
- Всё очень просто: надо очень любить жить! Вставать утром с ощущением огромной любви к жизни и радостью, что тебе дарован ещё один чудесный день.
На фоне крымских пейзажей
Съёмки легендарной эпопеи о гардемаринах проходили в Крыму в течение трёх месяцев. Вот как об этом напряжённом и интересном времени рассказывает художник по костюмам Игорь Дадиани:
- Для моей команды день начинался в пять утра, к шести к нам приходили актёры массовых сцен, чуть позже – ведущие актёры. В десять часов приезжала Светлана Сергеевна, к этому моменту всё должно быть готово. В среднем нужно было одеть и загримировать от 30 до 80 человек в день. Смена одежды – три – четыре раза в день. Иногда нужна была режимная съёмка – раннее утро или поздний вечер, когда садится солнце и тонет в море, обрызгивая всех. Лошади и люди с факелами уходили в море. Это очень красиво. Но физически – тяжело. Это означало, что сотни людей снимали мокрую одежду, а одежда – шерстяная, её надо просушить, чтобы наутро всё было готово. Хорошо, что в Крыму были тёплые ночи… Отмечу, на съемках работала команда единомышленников, мы думали, чувствовали одинаково. Огромная команда в 45 человек – осветителей, техников, реквизиторов…
Картина «Гардемарины 1787», как и все фильмы Светланы Дружининой, о невероятной силе духа и настоящей преданности родной земле. Девиз гардемаринов: «Жизнь – Родине, Честь – никому»!
В планах Светланы Сергеевны написать книгу о гардемаринах и снять многосерийный телевизионный фильм, охватив период от «Тайн дворцовых переворотов», времён Петра до Екатерининской эпохи и гардемаринов сегодняшних.
#русскаякультура #Кино #Литература #День_в_истории #Дружинина #16декабря
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 37