150 лет со дня рождения.
Николай Константи́нович Рерих (27 сентября (9 октября) 1874 - 13 декабря 1947) - русский художник, философ, археолог, путешественник, общественный деятель.
Родился в Петербурге 27 сентября (9 октября) 1874 в семье нотариуса. В 1891–1893 брал уроки рисования у М. О. Микешина. В 1893 поступил в Петербургский университет, где занимался на юридическом факультете, и одновременно в Академию художеств, где работал в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. Учился также в студии Фернана Кормона в Париже (1900–1901). До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Был членом объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1918).
Интерес к археологии и языческой славянской и скандинавской старине оказали большое влияние на творчество художника. Органично соединив археологию с искусством, написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в его картинах в виде красочных символов-обобщений: Гонец, 1902; Город строят, 1902; Бой, 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков (Небесный бой, 1912, Русский музей, Петербург; Короны, 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых (Пантелеймон-целитель, 1916, Третьяковская галерея, Москва; Три радости, 1916, Русский музей).
В 1909 г. Рерих избран в академики Российской академии художеств. В 1900—1910-х г.г. Рерих — один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, а так же многих других организаций.
В зрелом литературном творчестве Рериха, представленном в первой (и единственной) книге «Собрания сочинений» (1914) и сборнике стихов «Цветы Мори» (1921), – на смену очеркам и научным отчетам приходят притчи, поэтические иносказания и философские эссе. Слагая свои, по выражению М. Горького, «письмена», он стремился найти в архаических мифах тайные ключи к загадкам современности.
Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме Милосердие (1918), мастер, оказавшись за финской границей, с 1918 жил за рубежом. В 1920 переехал в США, основав там вместе с женой Е. И. Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. Создаёт Институт объединённых искусств в Нью-Йорке и другие культурно-просветительские объединения. Будучи в США, Николай Рерих под псевдонимом "Сергей Макроновский" принял участие в создании дизайна долларовой банкноты.
В 1923 начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета. Приехав через Синьцзян в Москву (1925), устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (шт. Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги Алтай-Гималаи, Сердце Азии и Шамбала (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин Майтрейя, 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие).
В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Он написал также огромные циклы мемуарных очерков (Листы дневника, 1934–1935; Моя жизнь, 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рерих (1904–1993).
Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С. Н. Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем.
10 цитат из книг Николая Рериха:
Всюду прекрасное. Все путники добра, все искатели искренние приставали к этому берегу. Как бы ни ссорились, как бы ни озверели люди, они все же объединенно замолкают при звуках мощной симфонии и прекращают препирательства в музее или под сводами Парижской Богоматери. «Духовные сокровища. Философские очерки и эссе»
Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. «Твердыня пламенная»
Есть два вида знания: одно — словами выражаемое, другое — точное, понимаемое духом, но не вложенное в слова. Даже нельзя пояснить словами, как это понимание происходит, но оно поистине прекрасно. «Знак эры»
Истинное действие, невидимое для глаз суетливых толп, сказывается лишь на последствиях. Лишь по последствиям вы видите земными глазами, насколько значительнее и длиннее черта истинного действия сравнительно с суетой. «Духовные сокровища. Философские очерки и эссе»
Человек духовно добродетельный, желая стать твердо, разовьет твердость и в окружающих. Желая быть просвещенным, он озаботится просвещением ближних, чтобы сделать другим то, что он желает себе. «Духовные сокровища. Философские очерки и эссе»
Благородный заботится о девяти основах. Видеть ясно. Слышать четко. Глядеть дружелюбно. Заботиться о низших. Быть сознательным в речи, быть честным в делах. В сомнении быть осторожным. В гневе думать о последствиях. При возможности успеха думать лишь об обязанности. «Духовные сокровища. Философские очерки и эссе»
Людям часто не хватает дисциплины духа и чувства меры. «Знак эры»
Главное — уничтожить бациллы низких мыслей, которые заразительнее всех болезней. Заботиться надо не о произнесенных словах, но о мыслях. В течение одного слова десять мыслей рождаются. «Знак эры»
Люди слишком «заняты» в мелком значении слова. Они не ждут духовного единения, и от поспешности всегда что-то может случиться. «Духовные сокровища. Философские очерки и эссе»
Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели еще отвести должное место, что заменит серые будни весёлою, красивою жизнью. «По старине»
#русскаякультура#Рисунки #Чтение #Литература #День_в_истории #Рерих #9октября
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1