Серге́й Константи́нович Мако́вский (15 (27) августа 1877, Санкт-Петербург — 13 мая 1962, Париж) — русский поэт, художественный критик и организатор художественных выставок, издатель (первая волна эмиграции).
Сын К. Е. Маковского и внук Е. И. Маковского. Младшая сестра — художница Елена Лукш-Маковская. В 1890 году поступил в Александровский лицей, но получив низкий балл за поведение при хороших оценках по предметам, был вынужден оставить его. Осенью 1893 года С. Маковский продолжил обучение в гимназии Гуревича. В 1896 году Сергей Маковский окончил гимназию и решил поступать в университет. Для этого ему пришлось сдавать два экзамена, по латинскому и греческому языкам, в 8-й петербургской гимназии.
Учился на естественном отделении Санкт-Петербургского университета (1897—1900).
Начал публиковаться как искусствовед в 1898 году, получив предложение от издательницы журнала «Мир Божий» — Александры Аркадьевны Давыдовой. Первая его статья была посвящёна росписям Владимирского собора Виктором Васнецовым. В 1898 году он познакомился с Сергеем Дягилевым и Дмитрием Философовым.
В 1906—1908 годах читал лекции по истории искусства в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1909 по 1917 год был редактором (и основателем) художественного журнала «Аполлон» в Санкт-Петербурге, к работе в котором привлёк известных русских поэтов начала XX века: Иннокентия Анненского, Максимилиана Волошина, Николая Гумилёва, Вячеслава Ива’нова. Журнал был преемником «Мира искусства». Издавал журналы «Старые годы» (1907—1917) и «Русская икона» (1913). Также с 1909 года начал сотрудничать с издательством «Пантеон» Зиновия Гржебина, в котором выпустил два из трёх томов своего цикла «Страницы художественной критики» — «Художественное творчество современного Запада» и «Современные русские художники». Третий том вышел в 1913-м в издательстве «Аполлон». Написал книги «Русская графика» (1916) и «Силуэты русских художников» (1921), последняя написана уже в эмиграции.
В 1920 году эмигрировал. Сначала жил в Праге, с 1925 года — в Париже. В 1926—1932 гг. он был одним из редакторов газеты «Возрождение», в 1939—1944 гг. председатель «Объединения русских писателей» в Париже. С 1941 по 1963 год опубликовал восемь сборников стихов. Книги «Портреты современников» (1955) и «На Парнасе „Серебряного века“» (1962) сыграли важную роль в формировании представления о русской литературе начала XX века как особом периоде её истории. В 1946 году сотрудничал с культурно-просветительным отделом Союза советских патриотов; вошёл в редакционную комиссию журнала, который собирался издавать указанный отдел, сотрудничал с газетой «Советский патриот». 14 февраля 1947 года стал основателем (вместе с З. П. Бирчанским) «Общества друзей русского искусства и литературы». 22 ноября 1947 года вышел из членов «Союза русских писателей и журналистов». В 1949—1959 гг. работал в издательстве «Рифма», издававшего поэтические сборники русских эмигрантов, его редактор и директор (глава редколлегии). В 1951 году два месяца возглавлял тетради «Возрождения». Сотрудничал в «Новом русском слове», «Русской мысли» (с 1956), «Новом журнале», альманахах «Мосты» и «Грани» и других изданиях. Сотрудник Центрального объединения политической эмиграции из СССР. С 1952 года выступал с публичными лекциями в Русском студенческом христианском движении. Выступал с публичными лекциями и докладами, в частности, в 1954 году — в Кружке друзей и почитателей И. С. Шмелёва, в 1957 и в 1960 году — в Русской академической группе в Париже, в 1957—1958 гг. — в Русском научном институте. Снимал комнату в Париже у А. М. Элькан. Профессор. С 1957 года член, с 31 мая 1958 года — член ревизионной комиссии Общества бывших студентов Санкт-Петербургского университета. В 1959 году сотрудничал с Объединением слушательниц Высших женских богословских курсов; читал лекции в Лондоне: в Пушкинском Доме и в студенческом союзе при местном университете; принимал участие в Религиозно-философских дискуссиях. В 1960 году вступал с докладами в Союзе русских писателей и журналистов. Член-основатель, с 26 марта 1961 года член правления Общества охранения русских культурных ценностей. Член «Обезьяньей Палаты А. М. Ремизова» (кавалер обезьяньего знака). Масон союза Великой Ложи Франции. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
"Стихи Маковского отражают не только его глубокое понимание сути поэзии и искусства, с годами они всё больше становятся словесным выражением его веры в божественное начало бытия. Природа в её красоте и непосредственности понимается как творение Божье, высказывается сомнение в том, что слово, руководимое разумом, является формой выражения, которой можно довериться."
(с) Казак В. Лексикон русской литературы XX века
Сергею Маковскому посвящено стихотворение Николая Гумилёва «Я верил, я думал…»
Я верил, я думал, и свет мне блеснул наконец;
Создав, навсегда уступил меня року Создатель;
Я продан! Я больше не Божий! Ушел продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.
Летящей горою за мною несется Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… но когда-нибудь в Бездну сорвется Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей,
Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье.
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в желтом Китае
На пагоде пестрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
А тихая девушка в платье из красных шелков,
Где золотом вышиты осы, цветы и драконы,
С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов,
Внимательно слушая легкие, легкие звоны.
Стихи
*
Я влюблен в очертанья прибрежий холмистых,
оттеняющих синий залив,
я влюблен в отраженья лучей золотистых,
в этот пышный, могучий разлив
ослепительных красок и зноя, и света,
и прозрачных теней. Я влюблен
в этот праздник безоблачный южного лета,
в этот блеск, в этот солнечный звон.
Что за радуга жизни! Как в воздухе чистом
кипарисная зелень темна!
Отливает опалом, сквозит аметистом
на песке серебристом волна;
спят дубовые рощи в тени ароматной;
на холмах - молодой виноград.
И в объятьях лазури весь мир необъятный
утопает как сказочный сад..
*
Льется мелодия странная,
точно мольба несказанная
вдаль отошедшего дня.
Тени давно пережитого,
призраки мира забытого
веют, чаруя меня.
Что это тихо-зовущее?
Горе ли, горе грядущее
или печаль о былом?
Счастье смеется ли вешнее,
или страданье нездешнее
плачет о счастье земном?
*
Темноокая!.
Темноокая! мерила
нет любви неизмеримой.
У души непостижимой,
если раз она любила,
под таинственным покровом -
всех безумий переливы.
Человеческим ли словом
передать ее порывы?
Что порок и что святое?
Где потёмки и сиянья?
Где сомненья? где мечтанья?
Где кончается земное?
Мрак ли нужен для зарницы,
или грозам блеск лазури?
И к чему искать границы
там, где царство грёз и бури,
и молитвы, и объятья, -
где встречаются, как братья
рай блаженств и ад кромешный,
и любовь поет, чаруя,
красотою ласки грешной,
нежной болью поцелуя!
В этой песне духов буйных
голоса неукротимы,
и на арфах сонноструйных
славословят серафимы.
О Черубине
Сергей Маковский
Черубина де Габриак
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев