Все о главной картине Павла Корина
В 1925 году Павел Корин стал свидетелем прощания с патриархом Тихоном. С того момента более сорока лет он работал над грандиозным замыслом — траурным прощанием, последним парадом Церкви, картиной, которую сам художник называл «Реквием». Обдумывая сюжет, он не раз признавался, что вдохновлялся «Реквиемом» Берлиоза, при этом отмечая в своих записях, что картина должна звучать на мотив «Святый Боже…».
По совету А. М. Горького у картины появилось второе название — «Русь уходящая», и это, по убеждению Корина, было «своеобразной охранной грамотой».
Павел Корин написал цикл портретов, сделал этюды интерьеров Успенского собора Московского Кремля, подготовил несколько эскизов композиции. Но так и не перенес свои наработки на огромный холст размером более 40 квадратных метров, превышающий по размерам «Явление Христа народу» Александра Иванова.
Павел Корин о «Реквиеме»
“
«9 и 10 марта слушал подряд два раза в Большом зале Консерватории „Реквием“ Берлиоза. Этот пафос и стон должен быть в моей картине, гром, медные трубы и басы. Этот почерк должен быть».
— из дневника Павла Корина (март 1936 года)
“
Я никогда не забуду одного из тех, кого я писал, он говорил: «Мне нужно немножечко веры». «Немножечко веры» — как хорошо сказано! Вера — это великая вещь! <…> Вера — это одно из самых замечательных проявлений человеческого духа… Превыше всего ценю в человеке веру. Веру — в широком смысле. Верить можно и в Бога, и в Родину, и в народ… Некоторые из моделей «Руси» в годы Великой Отечественной войны самоотверженно работали на победу, служили в Советской Армии.
— из бесед Павла Корина с Л.С. Зингер
“
Когда читал главы о моем одиночном портрете и о нашем с братом двойном, я плакал, плакал от нахлынувших на меня воспоминаний. Вы разворошили во мне многое, многое… А главное — мою рану — мою картину, о которой так много говорил Михаил Васильевич. Ему хотелось ее увидеть, хотелось, чтоб она была написана.
— из писем Павла Корина С. Н. Дурылину
“
<…> Елоховский патриарший собор <…> Под пение размечтался о своей картине, о своих былых замыслах. Да, я мог бы написать картину, картину возвышенную — торжественную.
— из дневника Павла Корина (апрель 1952 года) после посещения богослужения в Елоховском соборе
“
Мне трудно Вам объяснить, почему я писал это, но все-таки я скажу, что трагедия моих персонажей была моей бедой. Я не смотрел на них со стороны, я жил с ними, и сердце мое обливалось кровью
— из писем Павла Корина В. М. Черкасскому
Павел Дмитриевич несколько десятилетий работал над композицией картины. Сначала он выстраивал композицию в виде шествия, процессии, крестного хода (композиция 1927 года). На последнем эскизе, который сам Корин датировал 1935–1959 годами, действие происходит в центральном пространстве Успенского собора Московского Кремля. Писать этюды на территории Кремля художнику разрешили по ходатайству А.М. Горького.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3