170 лет со дня рождения.
Серге́й Ива́нович Щу́кин (24 июня (6 июля) 1854, Москва — 10 января 1936, Париж) — московский купец и благотворитель, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ.
Сергей Иванович Щукин родом из купеческой старообрядческой семьи. Сын известного в Москве фабриканта — старообрядца Ивана Васильевича Щукина. Брат Дмитрия, Ивана и Петра Щукиных.
В детстве не обучался в учебных заведениях из-за заикания; только после лечения у доктора Денгарта он учился и окончил Высшую коммерческую академию в Гере, Тюрингия (1876). В торговом доме «И. В. Щукин с сыновьями» он стал преемником своего отца.
В 1884 году женился на Лидии Григорьевне Кореневой (1863—1907), дочери екатеринославского помещика; в семье было три сына – Иван, Сергей и Григорий – и дочь Екатерина. В доме Щукиных в Большом Знаменском переулке (№ 8) устраивались вечера камерной музыки.
В 1905 году исчез из дома младший сын Сергей. По слухам, он утопился. Через два года умерла жена, которая не вынесла горя.
В 1906 снарядил караван и отправился в экспедицию в Египет.
В 1910 году сделал крупное пожертвование в пользу Московского университета: финансировал устройство Психологического института имени Л. Г. Щукиной. Его вклад составил 100 тысяч рублей на строительство здания и 20 тысяч рублей на оборудование института.
В 1915 году С. И. Щукин женился вторично — на Надежде Афанасьевне Конюс (урождённая Миротворцева; 1871—1954).
В мае 1918 года галерея Щукина была национализирована, а сам Щукин исполнял в галерее обязанности хранителя и экскурсовода. В августе 1918 года эмигрировал в Германию. Покидая Москву, Щукин просил оставить хранителем и библиотекарем своей картинной галереи мужа дочери Екатерины, Михаила Павловича Келлера. Затем переехал во Францию и поселился в Ницце.
Скончался в Париже в 1936 году. Похоронен на кладбище Монмартр.
Коллекция
После покупки в 1882 году особняка князей Трубецких в Большом Знаменском переулке С. И. Щукин распродал княжеские коллекции оружия и картины передвижников, приобретя взамен несколько норвежских пейзажей Ф. Таулова, которые положили начало его будущей коллекции.
Из пяти своих братьев-коллекционеров Сергей Иванович Щукин стал коллекционером последним; до 1887 года, когда он начал целенаправленно приобретать картины, он занимался коммерческой деятельностью. В отличие от большинства других русских коллекционеров рубежа XIX—XX вв., С. И. Щукин покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских галеристов. Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем, а у Амбруаза Воллара Щукин приобрёл большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8).
Щукину удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства. Он признавался своей дочери:
«Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок —
покупай её.»
Формирование коллекции прошло в два этапа: в 1897—1906 годах Сергей Щукин приобретал картины импрессионистов, в 1906—1914 годах его интересы перешли к постимпрессионизму. Сергей Щукин часто бывал в Париже и перевёл крупную сумму на отдельный банковский счёт в Берлине, чтобы оперативно оплачивать покупки. Этими деньгами Сергей Щукин позднее мог пользоваться, когда был вынужден эмигрировать.
В 1908 году в журнале «Русская мысль» появилась статья П. П. Муратова «Щукинская галерея — очерк по истории новейшей живописи», в которой был впервые указан состав собрания и обнародована воля владельца о передаче в будущем этой коллекции в дар Третьяковской галерее. С 1909 года С. И. #Щукин открыл свой особняк для посещения всех желающих ознакомиться с коллекцией, что вызвало определённую тревогу у преподавателей Московского училища живописи за своих учеников.
После Февральской революции Щукин, в отличие от И. А. Морозова, согласился показать свои картины французским депутатам-социалистам Мариусу Мутэ и Марселю Кашену. По воспоминаниям П. А. Бурышкина, бывшего тогда товарищем городского головы, Мутэ сказал:
"Вот видите, наша буржуазия все эти сокровища пропустила, и её не трогают, а ваша их собрала, и вас преследуют".
Позднее, когда Щукин уже жил в Париже, один из крупных торговцев картинами предлагал ему передать бесплатно картины некоторых художников, чтобы те могли заявить, что известный коллекционер собирает их произведения. Щукин отказался. По словам П. А. Бурышкина, Сергей Иванович говорил, что если бы он ещё коллекционировал, то собирал бы картины Рауля Дюфи. В конце 20-х годов, когда некоторые из русских эмигрантов начали судебные процессы о собственности на предметы искусства, оставшиеся в России, прошёл слух, что и Щукин будет по суду требовать свою коллекцию. По свидетельству Бурышкина, Щукин в разговоре с ним опроверг это утверждение, сказав: «…я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
Судьба коллекции
1918, осень — опубликован декрет Ленина о национализации галереи Сергея Ивановича Щукина, к тому времени уже эмигрировавшего. Хранителем назначена дочь Щукина — Екатерина Сергеевна Келлер.
1919, весна — коллекция открыта для посещения под названием «Первый музей новой западной живописи».
1929 — коллекцию соединяют с морозовским собранием («Вторым музеем новой западной живописи») и перемещают в бывший особняк Ивана Морозова, который получает название ГМНЗИ (Государственный музей нового западного искусства).
1948 — ГМНЗИ расформировывают на волне кампании борьбы с космополитизмом. Многие полотна оказываются под угрозой уничтожения. Но всё же их делят между Эрмитажем и ГМИИ.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев