Наталия Паньшина: «Моя задача - помочь детям раскрыть свой потенциал и достичь успеха в жизни»
Наталия Паньшина - учитель английского языка Ивантеевской гимназии, победительница конкурса на присуждение премий лучшим учителям Саратовской области за достижения в педагогической деятельности в 2024 году. В нашем интервью Наталия рассказывает, почему решила преподавать английский, что вдохновляет ее в работе, и как сериалы и песни помогают учить иностранный язык
КОРР.: Наталия Владимировна, как Вы выбрали профессию учителя?
Н.В.: Стать учителем я решила практически сразу, страсть к языкам была еще со школьного возраста. Меня всегда поражало, как одна и та же мысль может быть выражена по-разному в каждом языке. К концу школы я решила, что свяжу свою жизнь с изучением языков и тогда же поняла, что хочу не просто переводить тексты, но и делиться знаниями. Я поняла, что меня интересует английский и те возможности, которые он дает.
После окончания школы поступила в Чапаевский педагогический колледж, чтобы стать учителем начальных классов с правом преподавания английского языка. Это было осознанное решение, и я была уверена в своем выборе.
Когда я окончила обучение, передо мной встал вопрос: куда пойти работать? Конечно, хотелось начать свою карьеру в сфере образования, но так сложилось, что некоторое время я работала не по специальности. Первым местом моей деятельности стал детский дом в городе Чапаевске. Там я получила ценный опыт работы с детьми, которые нуждались в особом внимании и заботе. Затем я немного поработала воспитателем детского сада. Это было также интересно и полезно, но я понимала, что это не совсем то, чем я хотела бы заниматься всю жизнь.
Высшее педагогическое образование я получила уже заочно, и это позволило мне совмещать учебу с работой. В 2005 году я начала свой путь преподавания в Ивантеевской гимназии в качестве классного воспитателя. Это помогло мне успешно перейти на должность учителя английского языка в той же гимназии в 2007 году. С тех пор я продолжаю преподавать английский язык, вдохновляя своих учеников на изучение иностранного языка и культуры.
КОРР.: Как заинтересовать ученика и удержать его внимание?
Н.В.: Важно понимать, что каждый ученик уникален и требует индивидуального подхода. Однако есть несколько общих принципов, которые могут помочь заинтересовать учеников и сделать урок более увлекательным. Использование различных методов обучения, таких как игры, дискуссии, проекты, видеоматериалы, помогает поддерживать интерес учеников к уроку. Это также способствует развитию навыков критического мышления, коммуникации и сотрудничества. Дети чувствуют себя более комфортно и уверенно, когда они знают, что их мнение и идеи ценятся. Учитель должен быть готов выслушать каждого ученика и поддержать его в стремлении выразить свои мысли.
Применение современных технологий - интерактивные доски, мобильные приложения и онлайн-ресурсы - делает урок более интересным и привлекательным. Ученики могут использовать эти инструменты для выполнения заданий, общения с учителем и друг с другом.
Родители также могут оказать поддержку учителю в формировании интереса учеников к изучению иностранного языка. Они могут помочь им выполнять домашние задания, обсуждать с ними темы уроков и поощрять их к участию в дополнительных мероприятиях.
КОРР.: Как мотивировать ребенка учить язык? Часто школьники говорят: «Это не мое! Не хочу и не буду»
Н.В.: Главное в общении с подростком - это не пытаться его переубедить, вступить в спор и что-то доказать. Важно помнить, что каждый человек имеет право на собственные интересы и предпочтения, и важно уважать их. Вместо того, чтобы навязывать свою точку зрения, лучше попытаться понять, чем подросток интересуется.
Многие ребята слушают музыку и называют любимых зарубежных исполнителей. Это может быть отличным поводом для разговора о музыке, жанрах и исполнителях. Можно узнать, почему подростку нравится тот или иной исполнитель, какие песни он слушает чаще всего.
Если школьник интересуется спортом или историей, то круг материалов к прочтению со знанием английского значительно расширится. Можно предложить ему книги, статьи или видеоматериалы на английском языке, связанные с его интересами. Это поможет подростку улучшить свои знания языка и получить новые знания по интересующей его теме.
Многие ребята любят смотреть западных блогеров. Это тоже может стать темой для обсуждения. Можно спросить, какие западные блогеры нравятся им, что они находят интересного в их контенте. Обычно я говорю ученику: «Ты ничего не потеряешь, а вот приобрести можешь гораздо больше. С английским ты не пропадешь ни в одной стране мира. Ты сможешь слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги и понимать, что хотел сказать автор».
КОРР.: Что для Вас самое важное и любимое в работе учителя?
Н.В.: Основной смысл моей деятельности - помогать детям развиваться. Я стремлюсь стать для них тем человеком, у которого они могут спросить совет: не только по учебе, но и по жизни. Дети - это будущее нашего общества, и моя задача, как специалиста, - помочь им раскрыть свой потенциал и достичь успеха в жизни.
Часто детям не хватает обычной человеческой поддержки и того, кто направил бы их в правильное русло. В педагогике мне нравится многое - как творческая работа, так и более механическая. Например, я очень люблю отслеживать прогресс учеников, и замечать, если они делают меньше ошибок.
КОРР.: Какими достижениями учеников Вы гордитесь?
Н.В.: Мой главный повод для гордости - мои выпускники, у которых я была классным руководителем. У некоторых учеников кардинально изменилась жизнь. Некоторые теперь тоже преподают язык или учатся в педагогическом университете. Например, была ученица, которая после успешной сдачи экзаменов поступила в Московский государственный педагогический университет. Во время своего обучения она параллельно изучала еще несколько иностранных языков. Сейчас она работает преподавателем иностранных языков в онлайн режиме и уже объездила половину мира.
Особенно приятно, когда выпускники стараются идти по моим стопам, выбирая профессию преподавателя. В этом году одна из моих учениц окончила ВУЗ, и в данный момент устраивается учителем английского языка в городе Энгельсе.
Ребята из моего первого выпуска (2015 г.) успешно окончили высшие учебные заведения, работают. Четверо мальчишек отучились в военных училищах и сейчас стоят на страже нашей Родины. Двое из них - участники специальной военной операции на Украине, имеют государственные награды.
Мой второй выпуск (2023 г.) был богат медалистами. Дети приложили много усилий, чтобы подтвердить свое право получить медаль. В том, что ребята добиваются результатов, есть и моя заслуга, как классного руководителя. Очень важно вовремя подобрать нужные слова, чтобы замотивировать на выполнение поставленной цели, показать свой личный пример, сделать родителей своими союзниками.
КОРР.: Чем Вы увлекаетесь помимо английского?
Н.В.: Я очень люблю путешествовать по нашей стране. Когда у меня выпадает отпуск, я всегда стараюсь выбраться из дома и увидеть что-то новое. Это отличный способ отдохнуть от рутины и получить массу новых впечатлений. В этом году мне удалось побывать на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве. Это было потрясающее событие, которое позволило мне узнать много нового о нашей стране и ее достижениях. Я с удовольствием посетила различные павильоны, где были представлены новейшие технологии, инновации и культурные проекты.
Кроме того, в настоящий момент я изучаю итальянский и испанский языки. Вряд ли я смогу свободно заговорить на этих языках, потому что рядом нет собеседника, но для общего развития понимать уже получается.
Семья - это главная опора и поддержка в моей жизни. Мои близкие всегда рядом со мной, они поддерживают меня во всех начинаниях и помогают преодолевать трудности. Моя дочь Татьяна в настоящее время получает образование в Саратовском государственном университете по специальности «Туризм».
КОРР.: Наталия Владимировна, спасибо за интервью. Желаем дальнейших успехов в педагогической деятельности!
Беседовал Сергей РЯЗАНЦЕВ
Комментарии 3