Армянские колонии
Новая волна армян — выходцев из Крыма — была направлена на Северный Кавказ в ХVII веке. По адыгейскому преданию, это были беженцы, прибывшие в Закубанье компактной группой, в которой преобладали вооруженные мужчины.
«Они были вооружены с головы до ног, закованы в железо: носили панцири и кольчуги в виде спаянных из стальных колец рубашек, надеваемых под верхнюю одежду, а их головы защищены были стальными также уборами, и хотя они не имели ни щитов, ни копий, но у каждого из них был боевой топорик, насаженный на длинную рукоятку».
Армяне женились на девушках из благородных адыгейских семейств и вскоре утратили армянский язык и культуру, сохранив при этом и, ревностно поддерживая христианство. В XVIII веке потомки этих армян образовывали особую общину черкесо-гаев, т.е. «адыго-армян», приравненную с рядом адыгейских племен к высшему дворянству.
Армяне-переселенцы поселились в аулах Гяур-Хабль, Хатукай, Егерухай, Хаджихабль, Эним, Шокон, Псехутг. Два черкесо-гайских села также были основаны в районе современного Геленджика — Азатух и Бзатух. Черкесские армяне усвоили базовые элементы культуры и одежды адыгов, общались на особом диалекте адыгского языка. Армяне занимались в основном торговлей, ремёслами и земледелием.
C конца XVIII века среди адыгов стал распространяться ислам, и для черкесо-гаев (горских армян) возникла угроза потери национальной религии. В 1836 г. они обратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г. Ф. фон Зассу с просьбой «принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских». В 1837 году под руководством российского генерала на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, возник аул Ермельхабль.
В 1839 году поселение черкесо-гаев переместилось ближе к устью реки Уруп и стало называться Армянский Аул. Этот год считается официальной датой появления Армавира (получившего новое имя в 1848 г.). В первые годы в ауле обосновалось 120 семей, а к 1840 году их количество увеличилось до 400. В 1876 году аул Армавир получил статус села, в 1914 г. село преобразовано в город.
Выходцы из Солхата основали еще один город на Кавказе — Сурб-Хач. На месте золотоордынского города Маджар-Юрт, опустевшего к XVII веку, несколько раз основывались новые поселения, но каждый раз неудачно.
Прикумские казаки, бежавшие от московской опеки к крымскому хану, основали здесь в 1688 г. «воровской город» Маджар, который покинули в XVIII веке. В 1769 и 1777 годах там дважды основывался и запустевал гарнизон русских солдат. В 1785 г. российские власти поселили на городище немцев-колонистов, которые не прижились и в 1791 г. покинули колонию.
И вот в 1797 г. крымские армяне, вышедшие из Солхата и державшиеся особняком от других депортированных, получили разрешение на жительство в этом, считавшемся долгое время «проклятым», месте. С 1799 г. поселение из 50 семей называлось Сурб-Хач («Святой Крест»), в 1921 г. переименовано в Прикумск, в 1935 г. — в Буденновск, в 1957 г. — опять в Прикумск и с 1973 г. — снова Буденновск.
Греческие колонии
Более изученными и опирающимися на богатый этнографический материал являются предания о шогенях — крымских греках, основавших роды и поселения на Кавказе.
Шогени — это христианские священники, члены их семей и прихожане, бежавшие в конце XV века из крымских крепостей в современную Адыгею. Они приняли участие в формировании знати и субэтносов западных адыгов, а также пополнили их культуру элементами православия и церковной лексики. Им приписывается и участие в расколе XVI века адыгских племен на старые, традиционные «демократические» и новые, «аристократические» (по способу управления), на стороне последних. Шогени часто произ¬водились в уорки (дворяне, аристократы), также им приписывали таланты в лечении и даже магии.
Самыми известными родами шогеней считаются род Дохшуковых и Шолоховых, достигших княжеского звания в Кабарде. Потомками шогеней населены села Тхастыко и Дохучоко в Карачаево-Черкесии, Кургоко и Коноко в Успенском районе Краснодарского края и Уляп в Республике Адыгея.
В конце XVIII века часть греков, изгнанных Российской империей из Крыма, были поселены не в Приазовье, а на Северном Кавказе. Так, в 1799 году рядом со станицей Новонижестеблиевской и Черкес-Аулом возникли селения Ангелинский Ерик и Гривенский аул. В 1827 году часть поселенцев ушла за Кубань, а в 1848 г. — все жители, исповедовавшие православие, ссылаясь на конфликты с мусульманами, переселились в станицу Переясловскую (ныне — Брюховецкий район Краснодарского края).
Источник - milli-firka.org/крымские-к ...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев