ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
Христианская Пятидесятница имеет свой ветхозаветный прототип – одноименный иудейский праздник Πεντηκοστή – пятидесятница. Примечательно, что в канонических ветхозаветных книгах и традиционном иудаизме используется другое наименование – праздник седмиц (евр. «шавуот»), связанное с тем, что этот праздник совершали через семь седмиц после Пасхи. И библейское, и церковное наименования имеют одинаковое объяснение: праздник получил такое название вследствие того, что всегда приходился на 50-й день после празднования Пасхи.
Содержанием Пятидесятницы является воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов и таинственное рождение в этот день Церкви Христовой. Кроме этого, христианский праздник имеет еще одно название – день Святой Троицы. Это наименование возникло на достаточно позднем этапе развития праздника (примерно с XIV века) и связано с тем, что к воспоминанию исторического события – сошествия Святого Духа на апостолов – добавляется еще один аспект – прославление Триединого Божества.
После вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святого, и начали говорить на других языках» (см. Деян. 2, 1–4).
Факт говорения апостолов на языках народов свидетельствовал о принятии ими дара Божия, а пришедшие в Иерусалим иудеи промыслительно подтвердили это.
Само присутствие представителей других народов в день рождения Церкви знаменательно. Получается, уже в момент рождения Церкви проповедь о Христе является многоязычной и обращенной ко всем народам; это не замкнутое национально-религиозное сообщество (какой была ветхозаветная еврейская община), но христианской Церкви уже с самого ее становления присущи культурное многообразие и богатый этнический состав.
Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к «эллину», «иудею» или «скифу», но именно как к человеку.
Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около 3 000 человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь. Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, но окажется бессильным перед таинственным даром, полученным в Пятидесятницу.
Через три века горделивые римские императоры, именовавшиеся «спасителями отечества» и причислявшиеся сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.
Обычай украшать храмы и дома в день Пятидесятницы ветками зеленых деревьев, а полы устилать зеленой травой хорошо известен всем верующим. Украшая этой зеленью храмы, мы не только создаем благолепную атмосферу, но и вспоминаем о том, что всю красоту мира Господь сотворил для человека, что подвигает нас к благодарению и усердной молитве.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев