В 1936 году начал сценическую деятельность в Псковском Педагогическом театре, затем работал в Ленинградском областном театре.
По окончании в 1938 году Ленинградского техникума в Ленинградском ТЮЗе, с 1939 года — в Театре Черноморского флота (в 1941-1945 годах вместе с театром на фронте).
В 1946-1982 годах — ведущий актёр Центрального детского театра.
Ушёл из жизни 27 февраля 1992 года в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище Москвы, участок № 8.
...В Центральном Детском Евгений Перов оказался в 1946 году, где сразу занял место среди ведущих актеров театра. Первой его значительной ролью стал Павка Корчагин в спектакле «Как закалялась сталь». Спектакль, вышедший в 1947-м, произвел настоящий фурор, постановку обсуждали на полосах многих советских газет и журналов – так остро и точно она отражала патриотический настрой тогдашней молодежи. А в центре внимания, безусловно, был Павка Корчагин. «Образ главного героя романа Островского полнокровно и убедительно воплощает в спектакле молодой талантливый актер Е. Перов… Перов обладает большим артистическим темпераментом и раскрывает духовный мир Корчагина верно и тонко», – с присущим советской прессе пафосом писало «Советское искусство». «Е. Перов – Корчагин за необыкновенной и чуть суровой внешностью своего героя сумел показать силу его воли и характера, внутреннее благородство. В этом основа бесспорной силы и успеха спектакля», – вторили ему «Известия».
Спустя год Ольга Ивановна Пыжова стала ставить «Снежную королеву», и отвела Перову роль Сказочника. «Это был 1948 год, когда я только пришел в театр, – вспоминает артист театра Геннадий Печников. – Представьте мою радость, когда меня, молодого актера, назначили с опытным мастером на одну роль. Но так получилось, что Перов играл, а я нет, потому что меня заняли в «Два капитана». Но впереди было еще немало спектаклей, в которых Геннадию Михайловичу посчастливилось выходить на одну сцену с мастером.
Такой была работа в спектакле «Дубровский», где Перов исполнил роль Андрея Гавриловича Дубровского. Владимира Дубровского играл Геннадий Печников, Троекурова – Иван Воронов, рыжего мальчика – Валентина Сперантова. «Я, стоя за кулисами, видел, как он играл сцену, когда Троекурова приезжает к нему мириться. У него было такое сильнейшее потрясение от оскорбления, что он «лишался ума», падал навзничь, на спину, и так это было здорово, так было сильно и драматично, что у всех зрителей возникала тревога: не ушибся, не разбился ли он… Такая была в этом была правда…». Этот спектакль шел с огромным успехом, на его премьере двадцать пять раз открывали занавес.
«Он не кончал школы-студии МХАТ, но он был актер МХАТовской школы, у него была органика природная, он играл по правде, никогда не врал, не наигрывал. Вот поэтому с ним было очень легко нам, выпускникам школы-студии МХАТ, которые пришли как раз в 1947-48 году в Центральный детский театр». (Г. Печников)
«Первый раз мы Евгением Владимировичем встретились на сцене в постановке «Ноль по поведению», это была моя первая фактически главная роль, – рассказывает актриса РАМТа Татьяна Дмитриевна Надеждина – Он тогда играл учителя, и так играл, что я, молодая актриса, конечно, влюбилась в него. В спектакле была сцена, которую Евгений Владимирович играл более ста раз – сколько было спектаклей, столько и играл. В ней все было в заданной рамке, текст не менялся, но он умел делать так, чтобы каждый раз получалось по-разному, ни разу не повторился. И мы всегда ждали, что же будет на этот раз».
Татьяна Надеждина вспоминает, что на сцену он почти всегда выходил без грима, только прическу менял – то «вздыбит» волосы, то расчешет на прямой пробор. А вот в спектакле «Хижина дяди Тома», исполняя роль негра Тома, мазался черным гримом. В спектакле была сцена продажи рабов, и когда Тому приходилось прощаться с близкими людьми, у актера капали слезы, по щекам стекали черные ручейки, оставляя на лице белые полосы; и столько в глазах его было боли, столько тоски, что все вокруг начинали плакать, несмотря на смешно-потекший грим.
Настоящую славу Евгению Перову, впрочем, как и многим другим актерам театра, принес спектакль Анатолия Эфроса «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова, поставленный в 1957 году. Спектакль шел на сцене 15 лет. По этой же пьесе в 1960-м Эфросом был снят фильм «Шумный день» с Перовым же в главной роли, сделавший актера знаменитым.
Роль Ивана Никитича Лапшина, была отрицательной. Любому зрителю, который видел спектакль или фильм, наверняка, запомнилась сцена, когда сын Лапшина – Геннадий, бывший всегда «под каблуком» у своего отца, – останавливает родителя, запахнувшего на него рукой: «Не смей! И мать не трожь тоже!» Татьяна Надеждина, игравшая в спектакле роль Татьяны, рассказывает: «Нужно было видеть глаза Перова, в которых и непонимание, и отчаяние от потери контроля над сыном («что это такое… он мне перечит, он вышел у меня из под контроля!»), и глаза у него наполнялись слезами. Даже сейчас у меня комок в горле…»
Евгений Владимирович Перов подошел розовской драматургии своей органикой, когда нельзя было врать, а надо было быть самим собой. Актер играл во всех спектаклях Эфроса, который был сильно увлечен творчеством Розова. Самые знаменитые из них – «Неравный бой», «Перед ужином», «В добрый час!»
В актерском багаже Перова – богатая палитра ярких и острохарактерных ролей. Это и Чичиков в «Мертвых душах», и Тоби в «Двенадцатой ночи», и Подколесин в «Женитьбе», и Пимен в «Борисе Годунове».
Любая роль, будь то герой классического произведения или современной драматургии, была всегда исполнена им на высшем уровне. «Это был основной актер в труппе, и во всем, что он играл, у него не было неудач». (Геннадий Печников)
Однажды, посмотрев один из спектаклей ЦДТ, театральный режиссер Алексей Дмитриевич Попов, сказал: «Ваших актеров могут переиграть только собаки». «Но вот Евгения Владимировича даже собака не смогла бы переиграть, – считает Татьяна Надеждина. – Я его всегда сравнивала с Габеном, он умел так держать паузы на сцене и думать… – все проходило через него.
Я не помню, чтобы он сидел на репетициях с ручкой, записывал что-то. Многие записывали. Он – никогда. Слушал, что говорит режиссер, думал. Когда делали этюды – он мастерски это делал – всегда говорил, что не стоит «копаться» в персонаже, искать какие-то задачи, ведь можно зарыться и пропасть… нужно доверять своим чувствам, первому прочтению роли. Не всегда это было правильно, но в основном это было так.
Везде, во всех ролях он был разный, я его как-то спросила: «Евгений Владимирович, как Вы работаете над ролью?» Он ответил: «Деточка (он меня деточкой называл), я понимаешь, я слушаю, что говорит режиссер, что предлагает мне, я все это пропускаю через себя, наполняю все это своими чувствами, как умею». Но КАК он это умел делать!»
Он ушел из театра в 1982 году, из-за начавшихся проблем с памятью. И последние десять лет своей жизни провел дома со своей прекрасной семьей, женой и дочерью – Любами, которые очень его любили и оберегали.
Евгений Владимирович много снимался в кино, на телевидении, участвовал в праздничных программах и мероприятиях, но никогда не покидал свой театр. Татьяна Надеждина вспоминает: «Незадолго до его смерти мы зашли к нему в гости, проведать его, пообщаться, и тогда он сказал мне: «Деточка, вот выйдешь на сцену, передай ей от меня привет. Я очень любил свой театр и очень скучаю…»
Елизавета Черных
#7сентября
Комментарии 1