Первые уроки музыки и пения получила в своей семье.
Здесь пели все, певучими были старшие сёстры Мария, Екатерина и Анна. С
утра до вечера этот уютный домик звенел от песен, и уже в ту пору
неокрепший голосок Изабеллы выделялся особой звонкостью и нежностью.
По соседству жил скрипач. Он и уговорил девочку принять участие в
концерте художественной самодеятельности, проходившем в летнем саду.
Удачно исполнив модную тогда русскую песню "По старой Калужской дороге",
юная певица заслужила свои первый аплодисменты, которые ещё больше
укрепили её в желании стать профессиональной певицей. К тому же не
хотелось отставать от старшей сестры Анны, которая уже осваивала игру на
фортепиано в Петроградской консерватории.
В 1922 году вместе с мамой Юрьева приехала в Петроград за своим
песенным счастьем. Ей помогли организовать визит к пианисту и
композитору Алексею Владимировичу Таскину. Он в разные годы
аккомпанировал Шаляпину, Тартакову, Фигнеру, однако больше был известен
как концертмейстер Анастасии Вяльцевой.
Послушав пение Юрьевой, маэстро отметил, что голос Изабеллы
"великолепный и от природы поставленный, и она может хоть сегодня
выходить на эстраду"... Таскин помог юной певице подготовить несколько
романсов.
Начинала Юрьева с выступлений в дивертисментах перед демонстрацией
кинофильмов. В таких программах участвовали молодые: Утёсов, Юровская,
Борисов, Хенкин, Сокольский, а позднее и Шульженко. Дебют прошёл успешно
и ей предложили выступать с сольной программой.
С 1925 года, переехав в Москву, вместе с корифеями российской эстрады
Изабелла Юрьева выступает в московском "Эрмитаже", Колонном зале Дома
Союзов, в Большом зале консерватории. Много гастролирует по стране.
Популярности певицы способствует и мода на цыганские романсы.
Аккомпанировал ей композитор Артур Полонский. Многие песни для неё
написали Борис Фомин, Иосиф Аркадьев. В её репертуаре было множество
старинных русских и цыганских романсов. Публика называла молодую
белокурую красавицу "белой цыганкой". После легендарной Нины Дулькевич,
Юрьева первой удостоилась столь громкого титула. В 30-е годы Юрьева
исполняет романсы в ритме танго, поёт песни Ежи Петербургского.
Не изменила она старинному романсу и на фронтах Великой Отечественной
войны. Сто шесть сольных концертов дала Юрьева только в осаждённом
Ленинграде! Сколько же нужно было иметь сил, чтобы выступать по два раза
в день, без микрофона, в помещениях, не приспособленных для
музицирования, чаще просто на открытом воздухе. А ещё были Карельский
фронт, Сталинград...
В послевоенные годы помимо романсов она стала включать в программы
лирические песни современных авторов. Большим успехом у слушателей
пользовались: "Вечер вальса", "Сердце моё", "Лирический вальс",
"Поверь", "Я жду тебя", танго "Если можешь, прости"...
Юрьева всегда сотрудничала с талантливыми музыкантами, что в немалой
степени способствовало её успеху: Артуром Полонским, автором
многолетнего шлягера "Цветущий май", пианистом-виртуозом Симоном Каган,
пианистом и композитором Давидом Ашкенази.
В апреле 1964 года в Ленинграде, на улице Желябова дом 27, в Театре
эстрады состоялся последний концерт Изабеллы Даниловны. Но и позднее в
90-е годы, она изредка выступала в различных юбилейных концертах. "С
почти детской непосредственностью, сохранившейся до преклонного
возраста, непринуждённо общалась со слушателями, доверяя им чувства
своих героинь как переживания собственного сердца...".
В 1992 году Изабелле Юрьевой присвоено звание "Народная артистка России".
Умерла Изабелла Даниловна Юрьева 20 января 2000 года в Москве.
Комментарии 1