Андре́й Васи́льевич Мягко́в (8 июля 1938, Ленинград — 18 февраля 2021, Москва) — советский и российский актёр театра и кино; народный артист РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979). Писатель в жанре детектива. Блокадник.
В кино впервые снялся в 1965 году в роли зубного врача Чеснокова в комедии «Похождения зубного врача». Много лет снимался у режиссёра Эльдара Рязанова, в том числе в фильмах «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Гараж» и «Жестокий романс».
Получив всенародную славу, прежде всего, как комедийный актёр, сыграл большое количество крупных драматических ролей в театре и кино — таких, как Алёша в «Братьях Карамазовых» Ивана Пырьева, Алексей Турбин в «Днях Турбиных» Владимира Басова, учёный-карьерист Швырков в драме Марлена Хуциева «Послесловие», Александр Адуев в спектакле «Обыкновенная история», Барон в пьесе Горького «На дне», поставленных Галиной Волчек в «Современнике».
С 1965 по 1977 год — артист Московского театра «Современник». С 1977 года по 2013 год служил в Московском Художественном театре (с 1989 года в труппе МХАТ имени А. П. Чехова). Обладатель множества наград и премий
Он стал настоящим народным героем благодаря его знаменитым персонажам из «Иронии судьбы» и «Служебного романа», с которыми он у большинства зрителей ассоциируется. И немногие из них знают о том, что сам актер никогда не был рад своей популярности и в реальной жизни никогда не был похож на своих героев…
Актером Андрей Мягков стал благодаря счастливому стечению обстоятельств. После школы он окончил химико-технологический институт и пошел работать в Институт пластмасс. Там был кружок театральной самодеятельности, и однажды Мягкова попросили заменить в спектакле заболевшего коллегу. На сцене его увидел преподаватель школы-студии МХАТ и был настолько впечатлен игрой непрофессионального артиста, что предложил ему всерьез задуматься об актерской профессии. Мягков без труда сдал вступительные экзамены, а после учебы был принят в труппу театра «Современник».
К Рязанову он тоже попал случайно. На главную роль в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» проходили пробы несколько актеров, в том числе Андрей Миронов, но никто из них не был достаточно убедительным в образе Жени Лукашина. Рязанов Мягкова брать не хотел, так как считал, что у него напрочь отсутствует чувство юмора, и поэтому он вряд ли будет органичен в комедийном амплуа. Но решающим аргументом в пользу Мягкова стало возмущение председателя Госкино: кто угодно, но только не этот актер – ведь он даже на пробы явился пьяным! На самом деле Мягков был абсолютно трезв, ведь никогда в жизни не злоупотреблял алкоголем, но если даже профессионалы не отличили правды от игры, значит, и зрители ему поверят!
К сожалению, зрители действительно поверили. Да так, что начали отождествлять Андрея Мягкова и Женю Лукашина, чему актер был совсем не рад. Он сокрушался: «Эта роль закрепила за мной имидж алкоголика. До сих пор, куда бы мы ни приехали на гастроли, увидев меня, люди начинают толкать друг друга локтями: смотри, мол, алкоголик приехал, предлагают выпить… Поначалу я просто не знал, куда деваться, потом привык, но до сих пор досадно, почему многие люди увидели в моем герое только алкоголика, каковым он на самом деле вовсе и не является».
Мягков вообще не считает эту роль своей самой большой творческой удачей и говорит, что гордится только своим Алешей Карамазовым в фильме «Братья Карамазовы». «Мне кажется, с «Иронией судьбы» случился перебор. Я перестал любить этот фильм и не очень понимаю зрителей, которые смотрят это по 20 раз», – признается актер.
Андрей Мягков стал одним из самых любимых актеров Эльдара Рязанова. Режиссер рассказывал: «Первое, что приятно поражало в Мягкове, – такт. Казалось, внутри артиста находится какой-то камертон, позволяющий ему не переступать граней в очень сложных, порой пикантных ситуациях, в которые ежесекундно попадает его герой Женя Лукашин. Играть человека «в несоображении», оставаясь при этом и натуральным, и смешным, и симпатичным, – задача архисложная. А Мягков делает это изящно, элегантно, легко… Есть у Мягкова еще одно редкостное качество. Он – поразительный импровизатор. Когда он полностью влез в шкуру персонажа, то может в дубле выдать нечто неожиданное, но абсолютно соответствующее характеру, который играет».
Андрей Мягков всегда был настоящим профессионалом и, даже несмотря на свой звездный статус, не требовал для себя особых условий и не жаловался на трудности. А ситуации порой бывали очень опасные. Так, во время съемок «Жестокого романса» актер едва не погиб. В одном из эпизодов его герой Карандышев должен был плыть на лодке, а мимо него проплывал колесный буксир. Во время первого дубля режиссеру показалось, что буксир находится очень далеко, и он попросил актера подплыть поближе. Но он оказался слишком близко к чугунным лопастям пароходного колеса, вокруг которых образовался водоворот, и лодку под них буквально засосало. Вся съемочная группа на берегу замерла в ужасе, когда на поверхности воды появилось то, что осталось от лодки. Каким образом Мягкову тогда удалось выжить – никто не знает. Сам актер это считал не иначе как чудом.
К своей популярности Мягков относился очень сдержанно – он всегда был человеком непубличным, избегал светских мероприятий, общения с журналистами и поклонниками. Даже с коллегами он редко шел на контакт, оставаясь за пределами съемочной площадки очень замкнутым и погруженным в собственные мысли. Из-за этого у него нечасто завязывались дружеские отношения с другими актерами. При всей открытости на сцене и в кадре, из-за которых зрители воспринимали его как «своего парня», он в жизни был абсолютно другим. Александр Ширвиндт о нем говорил: «Он человек совершенно антитусовочный. Это у меня хомут такой, уже не знаешь, куда деваться. А Андрей ушел от всего: от всех этих юбилеев, от фестивалей. Даже Эльдар какое-то время на него обижался. А потом просто все поняли, что он такой. Не вещь в себе. Просто Мягков ненавидел всякую вынужденную бессмысленность, от которой потом тошнит».
Помимо работы в кино и театре, у Мягкова было и еще одно творческое хобби – он писал портреты. Эльдар Рязанов рассказывал: «Несколько лет назад он вдруг купил холсты, масляные краски и неожиданно для всех занялся портретной живописью. Я видел его портреты. Они совсем не вяжутся с нашим представлением о Мягкове. Его живописная манера резка, моделям своим художник отнюдь не льстит. На его холстах люди выглядят, скорее, неприятными, приближенными к недоброй карикатуре. Художник Мягков не щадит даже самых близких людей. Причем живописные работы артиста, несомненно, несут на себе отпечаток его общей одаренности». Артист пробовал свои силы и в литературной деятельности: его детективная трилогия «Сивый мерин» была экранизирована. Автор трёх детективных романов, написал которые, по его признанию, «лишь потому, что жене не хватает интересной литературы».
Немногие зрители знают о том, что идея снять продолжение «Иронии судьбы» принадлежала Мягкову. Он написал сценарий и принес его Рязанову, но режиссер отверг это предложение. А вот продюсер Константин Эрнст посчитал эту идею удачной. Правда, в результате сценарий претерпел 25 правок, после которых изменился до неузнаваемости – от первоначального замысла осталось только то, что фильм был о детях главных героев. Результат Мягкову очень не понравился. «Это другие люди… Лично я бы назвал фильм Тимура Бекмамбетова не продолжением «Иронии судьбы...», а «Ирония судьбы. Другой фильм», – говорил он.
Андрей Мягков относится к достаточно редкому типу мужчин -однолюбов. Свою жену Анастасию Вознесенскую он впервые увидел на первом курсе Школы-студии МХАТ, где вчерашняя десятиклассница с изящной фигуркой и аристократическим личиком считалась первой красавицей.
Свадьба состоялась в 1964 году, и с тех пор они не расставались. Вместе начали работать в ''Современнике'', затем в Московском художественном театре, ездили на гастроли и даже снимались в кино.
Если Анастасия не участвовала в фильме хотя бы в эпизоде, Мягков мог отказаться от роли (например, от Нестора Петрович в ''Большой перемене'').
Утверждают, что именно это стало причиной охлаждения между Рязановым и Мягковым. Кинодебют Анастасии Вознесенской - в роли радистки Ани в фильме ''Майор Вихрь'' (1967), к сожалению, не имел продолжения. Из последующих работ Вознесенской в кино наиболее заметной была директор рынка в ''Гараже'' - роль, которую она получила по настоянию мужа.
Творческие неудачи приводили к срывам актрисы, она испортила отношения с родными людьми, стала злоупотреблять алкоголем. Андрей Васильевич всегда заботился о своей жене, обращался к лучшим специалистам, и даже, чтобы развлечь ее, писал детективные романы.
В свою очередь, Анастасия Валентиновна во время тяжелой болезни мужа спасла ему жизнь, сумела добиться, чтоб ему была сделана сложная операция в Германии.
Супруги были далеки от светских тусовок и избегали внимания прессы. Они жалели, что у них не было детей, но гордились своими выпускниками – актерами Натальей Негодой, Никитой Высоцким, Александром Феклистовым и остальными.
Несколько лет назад Андрей Мягков оказался на грани жизни и смерти, попав в больницу из-за проблем с сердцем. Но ему сделали операцию, и актер пошел на поправку.
Скончался 18 февраля 2021 года в Москве на 83-м году жизни. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.
#8июля
Комментарии 9