Работал слесарем на Тульском оружейном заводе. В 30-е гг. некоторое
время был коверным в цирке в паре с Николаем Антоновым (сценические псевдонимы - Руд и Ант). Затем конферансье Крымской филармонии. С 1941
на фронте, командовал батареей, после победы над Германией оказался на Дальнем Востоке в составе воинской части, которая готовилась к войне с Японией, где встретился с другим офицером-красноармейцем Вениамином
Нечаевым, с которым они стали партнёрами по выступлениям в
самодеятельности Хабаровского дома офицеров. После демобилизации дуэт 3 года работал в Дальневосточной филармонии, где они конферировали, играли сценки, исполняли сатирические куплеты, которые и стали их основным жанром. Куплеты исполнялись под собственный аккомпанемент Рудакова на
концертино и Нечаева на гитаре.Первые их куплеты «Кому как, а нам нравится» — о победе, о фронтовиках
(автор В. Креслов, бывший сослуживец Рудакова), эти куплеты долго
сохранялись в репертуаре при постоянно обновляющемся содержании.
В 1948 году в Ленинграде на первый концерт с их участием появилась
разгромная рецензия, которая, как это обычно бывает, принесла им в
городе известность.
Свои выступления артисты заканчивали куплетами, ставшими их основным
жанром. Они стали исполнять четырехстрочные куплеты на легко
запоминающуюся, ставшую их «фирменной» мелодию, подслушанную Рудаковым еще в старом цирке (за 17 лет совместной работы лишь однажды исполнили куплеты на мелодию известной песни «Вечерком на реке» Б. Мокроусова).
Прием исполнения был прост. Нечаев проговаривал первые строчки, а
ударную концовку «выдавал» Рудаков. Каждый нашел свою маску, свою манеру подачи куплетов. Полноватый Нечаев был резонером. Он как бы все знал, во всем разбирался, любил поучать и относился к партнеру свысока, насмешливо. Рудаков — комик, выглядел простоватым, недалеким, но именно
он приходил к правильным, хотя иногда и парадоксальным выводам. Порой казалось, что они бесстрастно «докладывают» под музыку текст. Такая манера была проявлением тонкого понимания жанра применительно к созданным маскам.
В 50-е годы - время «оттепели», когда поощрялись оперативность,
злободневность, даже острота (естественно, в меру) — Рудаков и Нечаев стали постоянными участниками многочисленных концертов в дни партийных съездов и всесоюзных совещаний, телевизионных "Огоньков".
Обычно артистов и их постоянных авторов (В. Константинов и Б. Рацер, Я. Грей, А. Мерлин и другие) знакомили утром с докладом Н. Хрущева, вечером в концерте артисты отыгрывали затронутые в этом докладе темы. Создавалось
впечатление, что куплеты рождались на сцене экспромтом. Репертуар
приходилось менять чуть не каждый день. Это было как бы возрождением
старого куплетного принципа «Утром в газете — вечером в куплете».
Артисты часто даже не успевали выучить текст. В таких случаях Нечаев по примеру старых куплетистов-«злобистов» прикреплял текст к гитаре,
зрители не замечали «шпаргалки». Рудакову было труднее, концертино — инструмент миниатюрный. Оставалось надеяться только на то, что, пока Нечаев исполняет первые строчки, можно будет по смыслу вспомнить «сброс».
Рудаков рассказывал, что, случалось, Нечаев уже заканчивал свой текст, а он никак не мог вспомнить: что дальше? И после небольшой паузы
действительно выдавал экспромт! В 50-е гг. они были среди самых
популярных артистов эстрады, и стали, по существу, приметой того
времени.
Не случайно создатели фильма «Москва слезам не верит», действие которого происходит в 50-е гг., пригласили дуэт в картину, и они, воссоединившись, своими «старыми» куплетами придали фильму еще большую достоверность. Большой популярностью пользовалась песенка, написанная Рудаковым и Георгием Титовым на музыку Нечаева «Мишка» («Мишка, Мишка, где твоя улыбка?..)
В 1962 году дуэт распался. Рудаков продолжал выступать со Станиславом Лавровым (1963-1965), Борисом Бариновым, другими партнёрами и передавал свой опыт молодым артистам.
Ушел из жизни 16 января 1993 года в Санкт-Петербурге.
Фильмография
1989 Бумажные глаза Пришвина ... Лев Шутов
1979 Москва слезам не верит ... Рудаков, куплетист
1968 Удар! Ещё удар! ... футбольный болельщик ленинградской команды "Заря"
1966 Сказки русского леса ... исполнитель куплетов
1965 В первый час
1959 Не имей сто рублей... ... Гуляев Василий Васильевич,шофер, глава многодетного семейства
1957 Улица полна неожиданностей ... муж в отделении милиции
Награды и премии
1992 Народный артист Российской Федерации
1961 Заслуженный артист РСФСР
#6июля
Нет комментариев