Чтение книги Иова 38, 1. 8-11
Чтение второго Послания святого Апостола Павлак Коринфянам 5, 14-17
+ Чтение святого Евангелия от Марка 4, 35-41
Вечером того дня Иисус сказал ученикам Своим: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим, и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
* * *
Если на прошлой неделе Иисус рассказывал нам притчи против уныния, то на этой он учит нас справляться с экстремальными ситуациями. Мы говорили, что уныние – это болезнь души, которая опустошает и лишает сил, когда возникает искушение опустить руки и прекратить борьбу. Но есть ситуации непреодолимые, которые настигают нас, как бы мы ни боролись и сколько бы усилий и доброй воли мы ни прилагали, ситуации, которые могут угрожать не только смыслу нашего существования, но и самому этому существованию. Шторм посреди моря – это, пожалуй, идеальный пример такой ситуации. Стихия бушует, наступает абсолютный хаос, и мы полностью теряем контроль над происходящим и оказываемся перед угрозой неминуемой смерти. И когда наши собственные усилия бесполезны таким сокрушительным образом, остается только обратиться за помощью и в конце концов вверить себя Богу. Но именно в такие моменты нередко можно столкнуться с молчанием Бога. Тот, Кто мог бы нас спасти, как кажется, отсутствует или, может быть, спит, безразличный к безнадежности нашего положения.
И ситуация усугубляется, если принять во внимание, что именно Он отправил нас в это плавание. Мы могли бы спокойно оставаться на своем берегу, заниматься своими мелкими повседневными заботами, в безопасности, но именно Он сказал нам (даже приказал): «Переправимся на ту сторону».
Опровергая любое понимание веры как приспособления или пассивности, постоянно звучит призыв встать и сойти покинуть свой берег: оставить нашу уверенность, наши привычки, наши предрассудки. Подобно тому, как Бог призвал Авраама покинуть свою землю (Быт 12, 1), народ Израиля – выйти из египетского рабства (ср. Исх 3, 7-8), учеников – оставить свои сети (Мк 1, 16-18), так и нам Он тоже предлагает «переправиться на другой берег», пойти дальше, не стоять на месте, довольными (или недовольными) в нашем маленьком мирке, он призывает рискнуть, отправиться в путь, даже столкнуться с опасностями, которые могут угрожать нам и даже самой нашей жизни.
Чего мы иногда не можем понять, так это того, что Тот, Кто позвал нас в это опасное путешествие, тем самым усложнив нам жизнь, позже, когда угрожающие нам опасности полностью выходят из-под нашего контроля, как кажется, перестает обращать на нас внимание. Тогда и звучит отчаянный крик учеников: «Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?».
Мы можем переживать бурю в различных жизненных обстоятельствах, которые мы не можем контролировать и когда все наши усилия кажутся бесполезными. Это может быть серьезная болезнь, к которой мы не были готовы, или семейный кризис, или экстремальная ситуация на работе. Бывают моменты, когда нам кажется, что мир рушится, мы не успеваем найти выход, и, кроме того, наши порожденные мучениями молитвенные крики, как кажется, летят в пустоту: Бог не слышит, Он будто отсутствует или спит.
Образ лодки, попавшей в шторм, чаще всего понимался как притча о Церкви. В своем плавании она не всегда плывет по спокойному морю или с попутным ветром, хотя бывают и такие периоды, когда она пользуется благосклонностью или одобрением общества. Иисус также пережил эти моменты, например, когда о Нем говорили: «Он сделал все хорошо» (Мк 7, 37); и то же самое было с Церковью в разные периоды ее истории, с момента ее зарождения: «Они пользовались благоволением всего народа» (Деян 2, 47). Это ситуации, за которые мы должны быть благодарны, в которых мы должны работать изо всех сил, но в которых мы также должны проявлять бдительность, чтобы не успокоиться, которое не позволит нам переправиться на другой берег. Потому что на пути веры невозможно ни останавливаться, ни заключать договоры с окружающим миром, которые могут предать радикальность Евангелия. Быть христианином означает, так или иначе, идти против течения. Поэтому часто налетают встречные ветры и случаются бури: недовольство и ненависть к христианской вере и к Церкви (насмешки, дискредитация, враждебность и открытое отвержение), которые могут перерасти в ураганы, в жестокие преследования, когда быть верующим станет опасно для жизни.
В таких случаях остро встает вопрос: где Бог? Что Он делает, чтобы защитить своих? Ясно, что не только христиане могут пережить эти моменты бури. На ум невольно приходят многочисленные холокосты, которые обагрили кровью двадцатый век. Первый приходящий на память (но не единственный) – еврейский Холокост, совершенный нацистами, прямо поставил этот вопрос о присутствии или отсутствии Бога в нашем мире, в Освенциме и после Освенцима.
Сегодняшнее Евангелие говорит, что Иисус во время шторма спал на корме на возглавии. Как можно спать в такой ситуации? Сон Иисуса говорит нам о безмолвном, бездействующем присутствии, не реагирующем на опасность. На самом деле эта сцена со спящим Христом на дне корабля (на корме) является образом Его смерти. Иисус также пережил шторм и бурю, мы даже знаем, что по человеческим меркам Он ними не справился.
Вера, по сути, не является страхованием жизни. Те версии христианства, которые распространены в определенных сектах и пользуются большим успехом в некоторых американских странах, но которые также можно найти и у нас, католиков, утверждающие, что христианская вера является гарантией успеха (социального, экономического, профессионального) в этом мире, на самом деле являются мошенничеством. Это один из способов «судить Христа по плоти», как говорит Павел, так же, как и другой способ, заключающийся в преследовании и отрицании Христа. Чтобы не судить Христа по плоти, необходимо «переправиться на другой берег», то есть на берег веры, что подразумевает опасное плавание, когда нужно быть готовым пойти на риск. И Иисус не похож на капитана Паука, который сажает на борт других, а сам остается на суше. Спящий Иисус в лодке – это знак того, что Он полностью принял наше состояние, что в экстремальных и болезненных ситуациях, когда мы задаемся вопросом, где находится Бог, Он присутствует здесь, мучаясь, страдая, умирая вместе с теми, кто мучается, страдает и умирает. Христос тоже был отравлен газом в Освенциме. Кажущееся молчание Бога на самом деле является самым красноречивым ответом: Он выбрал быть в месте жертв.
Но Иисус поддался буре, чтобы показать нам, что у него есть сила успокоить ее: он принял человеческое состояние до самой смерти, чтобы победить смерть в Воскресении.
Иисус учит нас сохранять спокойствие, когда бушует стихия, не впадать в панику или отчаяние, справляться с этими трудными ситуациями с силой веры. Это касается как нашей личной жизни, так и Церкви. Когда кажется, что корабль вот-вот затонет, мы должны быть уверены, что Иисус живет в своей Церкви и ведет ее.
В несколько неспокойные по разным причинам времена, когда нам кажется, что Церковь рушится, и когда, к тому же, усиливаются гонения на христиан, Иисус призывает нас переправиться на другой берег, сделать шаг веры. Быть людьми веры означает отказаться от своих установок, встать на путь, идти на риск, противостоять штормам, сохраняя спокойствие, бесстрашие, с мужеством и достоинством, которые дает нам вера. Только так мы сможем вызвать у наших современников (друзей и врагов, к которым Бог обращается и через нас, через наше свидетельство) великий вопрос, завершающий сегодняшнее Евангелие: «Кто это?».
Если мы взошли на борт и находимся на пути к другому берегу, наша ученическая жизнь становится ответом на этот вопрос: Тот, которому повинуются ветер и море, есть Христос, Сын Божий, Тот, кто успокаивает бурю и спасает нас от греха и смерти.
о. Хосе Мария Вегас
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев