Александр Сокуров.
-------------------------------------------------------------------------------------------
«Александра» - шестнадцатый художественный фильм
Александра Сокурова, участник конкурсной программы 60-го
Каннского кинофестиваля. Мировая премьера состоялась в
Каннах 24 мая 2007 года. Драма.
Бабушка - Александра Николаевна - приезжает в Чеченскую республику, чтобы навестить своего внука-офицера. Она живёт в военном городке, общается с солдатами, ходит по рынкам, разговаривает с местными жителями. Перед ней раскрывается быт военной жизни изнутри: отсутствие женщин, безоговорочное принятие существующих условий как само собой разумеющихся, эмоциональная невыразительность. Этот мир - бесконечно чужой по сравнению со всем, с чем ей приходилось сталкиваться раньше, а человек в нём в таких обстоятельствах, когда труднее всего - остаться человеком.
Съёмочная группа
- Режиссёр - Александр Сокуров
- Продюсер - Андрей Сигле
- Автор сценария - Александр Сокуров
- Оператор-постановщик - Александр Буров
- Композитор - Андрей Сигле
В главных ролях
Галина Вишневская, Андрей Богданов, Раиса Гичаева, Василий Шевцов, Алексей Неймышев.
Награды
- 2007 - победитель в номинации «Лучшая женская роль» за роль Галины Вишневской по версии национальной премии Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон».
- 2008 - премия «Хрустальный симург» лучшему исполнителю за роль Галины Вишневской на 26-м Международном кинофестивале «Фаджр» в Тегеране.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Александра_(фильм )
*
Александр СОКУРОВ родился 14 июня 1951 года в Иркутской области. В 1974 году окончил исторический факультет Горьковского университета, в 1979 году – режиссерский факультет ВГИКа. В 1978 году снял первый полнометражный игровой фильм «Одинокий голос человека». С 1980 года – режиссер-постановщик киностудии «Ленфильм». Автор более сорока художественных и документальных фильмов, в том числе «Молох», «Телец», «Солнце». «Александра» – шестнадцатый художественный фильм режиссера.
«Александра» – фильм-размышление. Ненавязчивое и деликатное. О войне. О мире. О добре и зле. Другими словами, о вечном. Как заметил сам автор фильма, это вымысел, в котором много пересечений с реальной жизнью и нет ни грамма публицистики. Нет и бурно развивающегося действия. И все-таки в этой кажущейся бездеятельности – возвращение. К духовности. К окончанию войны – в сердцах. Возвращение человека к человеку.
Александр Сокуров и Галина Вишневская о фильме в интервью
– Я очень хочу, чтобы эту картину посмотрело как можно больше людей в России, – сказал после показа режиссер Александр Сокуров. – К сожалению, многие мои картины смотрят в основном за переделами страны, и среди них есть такие, которые российский зритель никогда не видел. Мне бы хотелось, чтобы «Александра» стала доступна массовому зрителю. Чтобы им было поддержано то ощущение тепла, веры в возможности нашего Отечества, в желание жить, что изначально закладывалось в фильм. Важно, что мы смогли сказать, что сила, величие, мужество, милосердие существуют, и важно, чтобы это было услышано. Кроме того, я мечтаю, чтобы российский зритель увидел именно такую Галину Вишневскую – исполнительницу роли Александры, где продемонстрировано высокое профессиональное актерское мастерство.
Я автор сценария, который писался специально для Галины Павловны. Если бы она по каким-то причинам не смогла сниматься в картине, то ее не ставили бы. Этот фильм – знак моей глубокой любви к великой актрисе и великому гражданину и, насколько это возможно, извинение перед ней за то, что в тяжелые годы противостояния с бюрократической машиной мы не помогли этой выдающейся семье.
Уже после первого просмотра оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова», где Галина Павловна исполняла главную роль, мне было понятно, что Вишневская – замечательная драматическая актриса.
Тогда еще я подумал: если Господь позволит, я был бы счастлив работать с ней. И это осуществилось. Мы сделали то, что хотели сделать. Были честными, откровенными, искренними.
Фильм «Александра» снимался месяц, в Чечне. В почти боевых условиях. Было очень жарко и небезопасно. Но Галина Павловна вела себя стойко, вдохновляя всю съемочную группу. Когда продюсер Андрей Сигле говорил с ней до отъезда о предстоящих трудностях, Галина Павловна сказала: «Блокаду пережила и эти съемки тоже переживу».
Надо признаться, что перед поездкой несколько человек отказались от съемок. Однако, побывав в Чечне, стало понятно, что, если бы картина снималась в Петербурге, в декорациях, она не получилась бы такой пронзительной и откровенной.
– Александр Николаевич, случайно ли совпадение имен: вашего и главной героини?
– Имя и отчество «Александр Николаевич» в стране носят миллионы людей. Но некий символ, художественный код все-таки есть. В переводе с греческого Александр, Александра – победитель, а Николай – это, безусловно, Николай-чудотворец. Это словно священный путь победительницы, но победительницы, которой победа досталась через великое страдание.
– Как возник замысел картины?
– Я литературный человек, а не кинематографический. Мои идеалы и идеалы качества тоже в литературе. Кинематограф ничему меня научить не может. Идеи, если они есть в этой картине, можно найти в русской литературе: у Толстого, Достоевского, Чехова.
– На ваш взгляд, можно ли было избежать чеченских войн?
– Это очень сложный вопрос. Об этом приходилось говорить и во время съемок, и во время пауз. На мой взгляд, чеченские события – это классический мятеж. И, как всякий мятеж, он подавлялся самым жестоким образом. В подавлении мятежей ни одно государство меры не знает. Наверное, была вероятность избежать первую войну и соответственно вторую, но у гражданского общества нет достаточной информации по этому вопросу, поэтому говорить на данную тему действительно сложно. Но сегодня другого решения, кроме мира, нет. Хватит воевать. Мы сделали фильм о том, что война закончилась.
– Почему на Каннском фестивале фильм не взял приза?
– Потому что Каннский фестиваль в последнее время все больше склоняется в сторону политики. Члены жюри, не скрывая этого, выступали не в пользу России, и как нам стало известно, два члена жюри сказали, что никогда не дадут приз картине, где Красная армия показана с человеческим лицом.
– Солдат в «Александре» играли актеры?
– Частично это были солдаты, частично молодые петербургские актеры, многие из которых еще учатся в театральных вузах. Мы поместили их на съемочный месяц в разведроту, и они там служили. По мере приближения срока съемки в конкретном эпизоде, мы ребят забирали.
– Галина Павловна, это ваш дебют в драматической роли?
– Нет, я снималась в «Провинциальном бенефисе», коллаже по пьесам Островского. Играла примадонну. Однако большая драматическая роль у меня впервые. Какие сложности при этом возникали? Рядом с Александром Николаевичем ничего не казалось трудным. И потом, у меня хватило ума ничего не выдумывать самой, а полностью довериться режиссеру.
– Вы играете в фильме очень пожилую женщину. Превратить себя в старуху тоже надо решиться. Трудно было принять это решение?
– Нет. Правда, когда увидела себя в зеркале, испытала шок. Но быстро поправилась и сказала: я готова!
– Как вы думаете, в чем сила образа, созданного вами?
– Это обобщенный образ женщины. Женщины без национальности, которая идет по земле. Женщины как родоначальницы всего живого. Всех выносила в себе женщина. И вот она идет и смотрит, что из всего этого получилось. И что будет дальше? Но на этот вопрос ответа нет. На него каждый должен ответить сам. Для того и создавался этот фильм-размышление.
Источник: https://ug.ru/aleksandra-film-o-tom-chto-vojna-zakonchilas-aleksandr-sokurov/ Рецензия на фильм Александра Сокурова Александра
Кристина Французова-Януш
Чечня, наверное, самый страшный нарыв в истории России последних лет, который прорвался страшно и с последствиями. Наказанными оказались, прежде всего, те, кто этого не заслуживал.
Но Сокуров снял фильм не о Чечне. «Александра» - фильм-аллегория о некой Вечной Матери, которая спустилась на землю посмотреть, как живут ее дети. А живут они дико, порой позорно, безысходно и горько. Вне смысла, супротив сердца, воюя не столько с врагами, сколько с самими собой. И эта бессмысленность сбивает Мать с толку. Она недоумевает, страдает, заглядывает в глаза мальчикам-солдатам в грязной, вонючей, выношенной форме. Пытает своего внука: «Когда ж ты женишься?» и слышит в ответ: «Бедный я…». И говорит внук не о душевной бедности, а о финансовой, ибо она – ныне основное мерило человеческой состоятельности. Мы поставлены в унизительную зависимость от «хрустящих купюр» и считаем это нормой.
Но искусство еще никто не отменял, и проявляется оно в деталях. Фильм «Александра» выстроен на деталях, которые проникают в подсознание и потом, спустя время, превращаются в образы-цитаты.
Буддистская созерцательность, свойственная Сокурову, в рамках новорусского кинематографа кажется архаичной. Кому сегодня нужны тоскливые панорамы выжженных чеченский полей, крупные планы-акценты раскуроченной, когда-то мирной жизни: разорванные тела домов, опрокинутые лица чеченских матерей, усталость в глазах русских офицеров. Сегодня принято скользить по поверхности, не останавливаться, не оглядываться, не вдумываться. Нами правит жизнь, «идентичная натуральной».
Фильм же Сокурова о понятиях вечных: о неопровержимости искусства, материнстве и Родине.
И только женщина, - чеченская, армянская, иракская, русская, - всегда останется женщиной. Приведет в полуразрушенный дом, напоит чаем, станет твоим союзником в страшной войне души и амбиций, духовности и равнодушия.
На этой войне выигрывает не тот, кто сильней и честней, а тот, кто больше заплатил. Слава Богу, Сокуров в своем фильме не опустился до политики. И это греет. Выражение: «у каждого – своя правда» очень подходит времени нынешнему, когда многие исконные ценности канули в лету. Очень удобно прикрывать «своей правдой» собственную человеческую несостоятельность. Но в фильме Сокурова есть правда изначальная, та, которую не извратить. Она пульсирует в аскетичных кадрах-исповедях, - взгляд из подлобья или удар кулаком по бэтээру, - которые обнажают боль сердца.
Можно ли изменить мир, который не хочет меняться? Можно ли научить людей сочувствию и состраданию в эпоху отрицания? Что надо сделать, чтобы мы начали чувствовать чужую боль, как свою. Достаточно ли для этого такого фильма, как «Александра»? Будем надеяться, что да. Одно мы отныне знаем: Первую Женщину звали не Ева, а Александра. Мать, Победительница, Творящее Начало, аорта земли, от которой мы все питаемся. Она – наша заступница, ее молитвами мы живы до сих пор…
Источник: https://proza.ru/2011/08/28/941 ***
Смотреть художественный фильм по ссылке: https://yandex.ru/video/preview/2895453924096930925 Фото: открытые источники Инета
#ЛегендыРоссийскогоИскус
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев