Как мне сделать так, чтобы Рождество для моих детей было долгожданным и желанным праздником?»
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Я, к сожалению, не знаком с Вашими детьми, а у нас в семье это было так: например, мы никогда не покупали елку, а когда проходило 1-е и 2-е числа, то просто выходили на улицу, шли по дворам и выбирали самую лучшую елку, которую люди уже выбросили. Из разных соображений: у кого-то аллергия, кому-то она слишком велика, кто-то уезжает, кто-то не хочет, чтобы она осыпалась. То есть мы приносили елку ближе к Рождеству, и перед Рождеством ее наряжали. И подарки – к Рождеству, и детские спектакли устраивали – к Рождеству. И даже те новогодние елки, которые бывали, они бывали до 10-го января, поэтому и ходили на них после Рождества. И они как бы включались в постпразднование Рождества. И до сих пор у нас к Новому Году спокойное уважительное отношение, но Рождество для нас ничем не затмить.
Как только дочка родилась, сразу телевизор исчез из дома, потому что все мирские обычаи идут через него. Оттуда несется и грубость, и пошлость, и скабрезности, а наша эстрада, в общем-то, весьма неприличная вещь. Неприличная по своему смеху, по нарядам, по текстам, по манере отношения людей друг к другу.
То есть, если мы хотим воспитать ребенка в дурном вкусе – в доме должен присутствовать телевизор. А если мы хотим воспитать ребенка с благородными чувствами, привить ему любовь к подлинной музыке, к подлинному сценическому искусству, подлинному кинематографу, то это мы должны очень строго дозировать и показывать только то, что мы сами знаем, и уверены, что нет там какой-то упакованной пакости. Тогда ребенок вырастет на доброкачественном воспитательном продукте.
А то, что предлагается сегодня – это имитация вторичного продукта. Конечно, ребенок будет есть то, что ему предлагают. Дети любят «Snickers» и «Fanta», потому что всё рекламируется и во многом это и рассчитано на детей. В некоторых странах использовать детей в рекламе запрещено, потому что, если рекламируется продукт – в нем не должно быть завлекательности. Там просто информация: появился такой-то продукт, такие-то ингредиенты. А у нас тут же начинается: «Мам, купи… Мам, хочу…» – потому что у детей очень мощный подражательный инстинкт. Благодаря этому инстинкту, они способны к обучению. И это обучение должны давать: во-первых, – отец, во-вторых – мать, в-третьих – бабка и дед, в-четвертых – старшие братья и сестры! Они должны обеспечивать воспитательное пространство! А у нас кто? Ксения Собчак, Лолита Милявская и Анфиса Чехова. А потом – имеем то, что имеем.
Протоиерей Александр Березовский:
– А потом приходят с вопросами: «Что мне делать с моими детьми?»
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Когда родители спрашивали Макаренко: «Вот нашему ребенку уже год. Что Вы нам посоветуете?» – он им отвечал: «Вы опоздали на целый год!»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3