Часто при сильной боли, накрывающей человека не острым жалом мгновенного приступа, а растягивающейся в длительной безконечности, единственным способом не сломаться и выдержать эту «пещь огненную», пылающую внутри собственной плоти, является мысленное отстранение от боли. Да, плоть страдает, но она и должна страдать и тлеть, должна рассыпаться и умирать по вся дни, раз так судил Господь. Душа должна жить как прежде, а тело – болит оно или нет, – служить своей госпоже. И если душа не находит сил отрешиться от боли, болезнь может победить ее, и она начнет жить этой болью своего страдающего тела.
Боль, захлестывающая и обволакивающая как лава, как тягучая кипящая смола, затягивает и силится потопить душу, разрушить, искрошить тело своей страшной силой, своим беспощадным могуществом. Выстоять в этой брани, переходящей часто порог человеческого терпения, возможно только держась за нить молитвы. А когда теряется и она, остается одно лишь упование. И противостояние силе небытия, рушащей телесную хрупкость.
Реальность вкушения «мертвой воды» боли приносит в душу осознание реальности и самой смерти. Вначале душа словно борется с Богом во тьме неведения, не желая принять эту реальность для себя. Она чувствует невозможность своей смерти. Потом человек смиряется и привыкает к мысли о собственной смерти, а главное, к ее близости.
Неотвратимость смерти меняет взгляд человека на окружающий мир, – он становится пронзительным, трагичным, заостренным до самой сути бытия. Многое видится суетным: мысли, поступки, движения души, растрачиванием безценного уже времени. Все взвешивается уже на иных весах, и сразу видится внутри недостаточность любви, истины, чистоты.
Болезнь – великий учитель. Многие ее уроки учат человека ценить и благодарить даже за малое, незначительное для других: за солнечный луч на занавеске, севшую на форточку птичку...
Делатель неукоризненный. Жизнеописание схиигумена Оптиной Пустыни Гавриила (Виноградова, 1958–2005)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3