Деревянные качели имели множество интересных конструктивных решений. Хотя строили их вовсе не инженеры, а простые крестьяне для своих детей или добрые молодцы, чтобы приманить первую красавицу на деревне.
В России или на Руси (кому уж как нравится) было много различных вариаций качелей: «бегунки», «скакухи», «колесо фортуны», «качели "на козлах"». Были даже качели с удивительным названием «виселица».
Проще всего было организовать веселье на «скакухах» — самом древнем виде русских качелей. Для этого всего-то и надо было: перевернутый на бок чурбан да добротная доска.
«Скакухи» были чисто девичьим развлечением, во время которого можно было показать всему селу свою ловкость, проворство и другие качества. Тогда уж точно в девках не засидишься! Девчата старались не только подпрыгнуть выше всех, так еще и замысловатое «па» во время прыжка выполнить. Каждая из фигур имела свое название, перекликающееся с процессами ткачества, шитья одежды или работы по дому: «сновать» (пряжу), «черепья собирать», «ткать», «кроить», «шить», «землю мерить» или «полотенца дарить». Чрезвычайно важно было не только выполнить «па», но и приземлиться на доску. Страшновато!
Качели «виселица» описывали иностранные путешественники, заглядывавшие к нам в гости эдак в 17-м веке. Их обустраивали в строго отведенном месте: за деревней на холме или на берегу реки.
Для устройства таких качелей требовалось больше сил, чем для «скакух». Сначала нужно было врыть в землю два столба, затем соединить их перекладиной, на которой закреплялась веревка. Сиденье этих качелей могло быть съемным и обычно вмещало одного человека.
Очередность качания устанавливалась в ходе игры: сидящему на качелях бросали под ноги некое подобие мяча, который он должен был пнуть во время качания так, чтобы никто не смог поймать. Кто ловил, тот и усаживался на качели.
А немецкого путешественника и дипломата Сигизмунда фон Герберштейна на одной из ярмарок 17 века поразили качели, которые в народе незамысловато назывались «круглыми»: «усаживаясь на некое колесо, они едут то вверх, то вниз; или иначе — привязывают веревку, она провисает, и, сидя на ней, они после толчка раскачиваются и движутся туда-сюда».
Этот аттракцион немец тут же окрестил «колесом фортуны». Такие качели были двух типов – горизонтальные (типа современных «лошадок») и вертикальные (вроде «чертова колеса»). Во избежание конфуза девушки подвязывали ремнем юбку под коленями.
«Круглые» качели были непростым сооружением. В землю врывались два столба, потом на высоте человеческого роста закрепляли между ними вал. На концах вала, параллельно земле, прибивали длинные доски, а сами доски на концах соединяли короткими дощечками-сиденьями. На качели усаживалось по два человека с каждой стороны, а в движение устройство «вверх-вниз» приводили два неслабых парня. Часто рядом с качелями на гулянья собиралась не только местная молодежь, но и пришлые. Впрочем, они качаться на качелях без приглашения местных не могли.
Простые качели могли мастерить только парни, которые во всю старались угодить красна девицам. В благодарность те одаривали парней яйцами, из которых «строители» жарили яичницу «колотуху», отмечая удачное завершение дела.
Для создания таких качелей в землю врывались два трехметровых или пятиметровых столба. Между ними закреплялся свободно вращающийся «валок» (вал) со сквозными отверстиями, куда вставляли две или четыре тонкие жерди, которые закреплялись к валу ремнями или железными скобами, а на другом конце жердей установливали сиденье. Для гарантии устойчивости врытые столбы подперали слегами или досками.
Тип качелей «на козлах» был похож на предыдущий, только вместо жердей в них используется веревка, и столбы не подпирались досками, а сразу устанавливалось некое подобие «козел». «Солнышко» на таких качелях крутить было проблематично!
Интересно, что качели «на козлах» мастерила вся молодежь, внося посильную лепту в процесс. Парни готовили строительный материал, а девушки обеспечивали грубыми нитками. Из нитей парни вили веревку: двое натягивали нитки, а третий свивал их и наматывал на «вьюшку» — специальное приспособление для витья веревок. Девушки при этом «убанчивали» веревку, вставляя между нитями яркие тряпочки для украшения.
Для качелей «бегунки» на главной площади устанавливали пятиметровый столб, на верхушке которого крепили крестовину на штыре. Затем на свободно вращающуюся крестовину надевали веревки, которые оканчивались петлей или сиденьем.
Кататься на таких качелях-каруселях можно было по-разному. Например, схватиться за петлю, бежать-бежать-бежать по кругу, а потом, поддавшись центробежной силе, поджать ноги и катиться. Более «благородный» вариант — усесться в петли, а кто-то один раскручивает качели при помощи длинной рогатины, тем самым поднимая сидящих высоко над землей.
Комментарии 1