#КонспектыЗанятий
Тема: Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров
фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и
клавиатуре.
Виды деятельности:
- обучающиеся должны учиться воспринимать художественные образы,
передавать настроение музыки;
-расширять словарный запас, развивать умения давать определения общего
характера;
-учиться правильно записывать названия нот и находить их на клавиатуре
(ф-но, синтезатора);
-изучать основы нотной грамоты;
-с помощью игры формировать интерес к музыке, развивать фантазию и
творчество.
Оборудование: пианино, синтезатор, интерактивная доска, карточки
«Клавиатура» для практической работы, конверт с заданиями для
закрепления.
.Музыкальный материал: музыкальное приветствие, распевки (нотные
лесенки), песня Р. Роджерса «До, Ре, Ми» из к/ф «Звуки музыки»,
Л.Бетховен «К Элизе», песня «Сурок».
Ход урока.
1. Музыкальное приветствие:
У.: Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте!
2. Ритмические упражнения: игра «Я-вы»
3. Распевки: «Милая мама», «Парарим-пам-пам», «Я пою, хорошо пою».
Слайд 1
Игра-распевка «Едет- едет паровоз…»
У. Ребята, вспомните, откуда ехал паровоз в мультфильме. (Из Ромашково)
Слайд 2.
А куда он ехал? Наш музыкальный паровоз из Ромашково отправился в
деревню с музыкальным названием, все жители которой и люди, и зверюшкизамечательно танцуют, играют и поют. Слайд 3.
Хотите узнать, что это за название? Я тоже хочу, но оно зашифровано и
находится в конверте. А расшифровать его мы сможем, только если очень
хорошо и внимательно будем работать на уроке.
4.Активизация знаний.
У.: Сколько нот всего на свете?
Ответ: Семь.
У.: Назовите их по порядку.
Ответ: До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
У.: А теперь в обратном порядке.
Ответ: Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
У.: А теперь назовите слова в которых есть названия нот. (дома придумали,
заранее дать задание ребятам)
Ответ: доска, река, мир, милиция, фантик, лягушка, синица.
У.: Ребята, а что же такое ноты?
Ответ: Это музыка, звуки.
4.1 Изучение нового материала..
У.: Ноты – это знаки, которыми записываются музыкальные звуки. Где же
они записываются? Где живут эти музыкальные жители?
Ответ: Они живут в музыкальном домике.
У.: Вот как выглядит этот домик
(показывает нотный стан на доске) Слайд.
Сколько линеек- этажей содержит каждый домик?
Ответ: Пять.
У.: откуда ведём счёт линеек? (снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.)
Посчитайте линейки (считают).
У.: Как называются эти линейки? ( Нотный стан ). Многие музыканты его
называют нотоносцем. Почему?
Ответ: Потому что он носит на себе ноты.
У.: Каждый домик нелегко отрыть, если нет чего?
Ответ: Ключа.
У.: Как он называется? (Скрипичный ключ)
УЧИТЕЛЬ: Вот перед нами дом,
А проживает в нем Семья веселых нот.
Их каждый назовет:
1 уч. Фундамент дома - нота ДО,
Она живет в пристройке,
Квартира первая ее –
Начало всей постройки.
2 уч. На первом этаже, смотри,
Из всей большой семьи
В квартире теплой номер три
Живет тихонько МИ.
3 уч. А СИ решила третий взять
Этаж, ну, что ж, изволь!
4 УЧ. Второй этаж, квартира пять,
Живет здесь нота СОЛЬ!
5 уч. А нота фА и нота ЛЯ
В квартирах два и шесть.
6 уч. А нота РЕ, ах, нота РЕ
Подняться не решилась
И рядом с нотой ДО и МИ
Тихонько поселилась.
Пение песни «Звуки музыки»- стоя, с движениями.
4.2 Работа с интерактивной доской - дети размещают правильно ноты,
заданные учителем на нотоносце.
Разгадывание ребусов с нотами. ( картинка на экране) Слайд
4.3 А теперь давайте вспомним голоса наших нот. (Исполняют
звукоряд, называя ноты).
Ступени лада поются со словами (песенка-попевка «Лесенка Е.
Тиличеевой):
1) «вверх иду», «вниз иду»; ДО РЕ МИ - МИ РЕ ДО
2) «вверх я иду», «вниз я иду»; ДО РЕ МИ ФА - ФА МИ РЕ ДО
3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз». ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ - СОЛЬ ФА
МИ РЕ ДО
Муз. пауза Бим- бам- ба!
Из тропического леса, где бананы и кокосы,
Убежала обезьянка на огромный теплоход.
Симпатичную беглянку полюбили все матросы,
Потому что обезьянка и танцует и поет.
Бей барабаны, играй гитара пой труба,пой труба.
Это веселый танец- Бим-Бам-Ба!
4.4. Практикум: Учитель: Ребята, как вы думаете, для того, чтобы
играть на фортепиано - достаточно знать только названия нот? Или
нужны еще какие-то знания? ( Ответы: нужно знать где ноты находятся
на фортепиано)
Объяснения учителя: посмотрите на карточку.Перед вами- клавиатура.
Что вы видите? (клавиши) Какие? (черные и белые)
Просмотр видеоролика «Гамма до мажор»
Обсуждение, где какая нота находится.
Работа по карточкам с клавиатурой ( дети записывают названия нот
на клавишах)
Практическая работа - найти ноту на клавиатуре (дети выходят
парами).
5.Слушание музыки. Вот мы и приблизились на 1 шаг к тому, чтобы
научиться играть на фортепиано. А что можно на нем сыграть?( Всепесню, танец, марш)
Давайте послушаем фрагмент фортепианной пьесы и определим, что
это за жанр? ( «к Элизе)
Какая музыка прозвучала? Написал эту пьесу немецкий композитор
Бетховен, Вспомните, какую песню Бетховена мы знаем?
5. Муз. пауза - дыхательная гимнастика ( по Стрельниковой)
6. Исполнение песни «Сурок» Л.Бетховена, работа над
выразительностью.
8 Рефлексия. Скажите, ребята, что нового вы сегодня на уроке узнали? (
расположение нот на клавишах)
Как вы думаете, сможем мы расшифровать название
музыкальной деревни?
Дети разгадывают ребусы с изображением нотной
клавиатуры, прикрепляют карточки к доске. Получается название:
Доремифасолькино.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев