В сегодняшнем современном понимании древние устарелые слова и выражения имеют другой смысл, а порой полностью противоположный.
Мало кому известен ЗЮЗЯ, в современных выражениях упоминается лишь наречие «В зюзю» для описания человека совершено пьяного, совсем промокшего; совершенно замерзшего потерявшего управление движениями, языком. В Псковской области XIX веке слогами зю - зю подзывали свиней , называя их зюся,зюшка.
В старину на Белой Руси слова “зюзиться”, “зюзеть” означали “мёрзнуть”. В целом, корень “зюз-” был связан с восприятием холода и зимы. По сути, имя духа переводится как Холод или Мороз.У белорусов и по сей день слово «зюзець» означает мерзнуть, мерзнуть, колеть от мороза, отсюда, Зюзя значит —морозящий.
П.Древлянский в книге “Белорусские народные предания” пишет:
Коляда; на ужинѣ въ голодную кутью вспоминаютъ всѣхъ умершихъ родныхъ и при этомъ старшій бросаетъ ложку кутьи въ уголъ (кутъ) Зюзѣ, богу зимы, или оставляетъ для него немного кутьи въ мискѣ, чтобы задобрить его. Под Зюзей разумѣютъ зиму, холодъ: когда холодно, то говорят: “Ой, Зюзя, Зюзя !”.
Слово "Зюзя" у древних западных славян - белорусов, поляков, украинцев - и означало "холод" (сравн. созвучное современное белоруске "сцюжа" - стужа, холод).
Если слово зима нам понятна и знакома как время года и период от Осеннего равноденствия до Весеннего равноденствия. То, изначально Зюзя-мороз был духом сильных морозов, снегов , сильной стуж. Изображался как невысокий бородатый старик в тулупе, но босиком. В руках - булава, которой он, стуча по деревьям, нагоняет мороз. Зюзя имел те же функции что и мороз .
Он может заглянуть и в деревню. Согласно поверьям, иногда таинственный высокий дед приходит в дома крестьян. Такого гостя всегда следует встретить со всей полагающейся почтительностью. Любимым угощением для Зюзи, как говорили, была кутья. Белорусы даже сочинили поговорку: “Зюзя на дворе — кутья на стол”.
Этнограф А.А. Коринфский в своём труде
"Народная Русь" пишет:
На Белой Руси, ревниво охраняющей от тяжелой руки беспощадного времени свои предания-поверья, рассказывается, что вслед за олицетворяющей лето «Цéцею» – дородной красавицею, убранной в наряды яркие, в венке из колосьев, с яблоками-грушами в руках – приходит на землю трехглазый «Жицень» (осень) – плюгавый мужичонко с
всклокоченною бородою, с косматой головою. Ходит Жицень по полям да по огородам, оглядывает мужицкое хозяйство: все ли снято-убрано, все ли сделано вовремя. Где приметит Жицень делянку недожатую, сорвет колосья, свяжет в один сноп да и снесет на загон к тому хозяину, у которого все убрано в поле дочиста. Где подберет он колосья – там жди неурожая; куда перенесет сноп свой – там уродится хлеб сторицею. Бродит Жицень по свету белому до своей поры, – поджидает он старого «Зюзю» (зиму). А Зюзя не заставит себя долго ждать; чуть Покров на двор – и он вместе с ним на пороге стоит, белую бороду охорашивает оглаживает. Приходит Зюзя на Русь босый, а в белой шубе да с железною булавою в руке, идет – по подоконью стучит, про зимнюю стужу весть подает люду деревенскому. А и дохнет старый, так все кругом задрожат от стужи; а и стукнет Зюзя – так бревна в избах от морозу затрещат."
В былине о Илье Муромце где могучий богатырь проявлен как торжество человеческой силы , над трудностям ведомой и неведомой силы, упоминается богатырь Зюзя таскающего баржи по реке Оке " Встретился Илья с богатырем, Зюзей, который шел и один тянул расшиву бичевой. Место было узкое; разойтись трудно. "С дороги!" — кричал спесиво Зюзя. Не понравилась эта хвастливость Илье. "Сам с дороги", — отвечает он Зюзе. Зюзя, кинув бичеву, пошел к Илье, чтоб дать ему отведать своей богатырской силы (из рассказа видно, впрочем, что они знали друг друга или тут сказали свои имена). Не вступает с ним в бой Илья, не хочет драться. Илья хватает Зюзю на руки и кидает вверх. Летит Зюзя вверх и потом летит вниз; сто раз успел он сказать на полете: "Виноват, Илья Муромец, вперед не буду!" Илья подхватил его на руки, поставил на землю и продолжал свой путь."
Богатыри таскающие баржи есть бурлаки , всегда сырые от студёной воды- Зюзи , в погоду и непогоду тянущие за лямку баржи и судна ..Отрывок былины говорит нам о торжестве человеческой силы над холодом, стужи воды.
Если принять во внимание ,что понятие Белой Руси отличалось неустойчивостью по векам , обозначая ряд различных регионов на территории Руси: ранее века это Новгородские, Псковские и Ростово Суздальские, Владимирские и Московские земли, позже земли современной Белоруссии и Украины. То и получается ,что изначально не Мороз , не Дед Мороз был ,а Зюзя дух сильной стужи, сильных морозов, сильного холода.
И сегодня в разговорном языке существует выражение “замёрзнуть, как зюзя
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
А потом я своим деткам.. Так же говорила
Не ходите там зюза - типа там холодно)