Враг был остановлен в 30 километрах от пограничной линии. Но бои продолжались. И линия фронта не изменилась вплоть до 1944 года, пока советские войска не начали ответное наступление.
Стратегическое значение города
В 1941 году для захвата земель Заполярья немецкое командование развернуло фронт «Норвегия». Немцы намеревались разгромить базы Северного флота СССР, перерезать транспортное сообщение между СССР и союзниками, захватить Мурманскую железную дорогу и поддержать с севера наступление группировки немецких войск на Ленинград. Кроме того, успехи немецких войск на севере могли склонить Финляндию к более активному наступлению на Ленинград.
Мурманск был одной из стратегических целей наступления.
Через Мурманск проходил Северный морской путь – важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси осуществлялись поставки угля, никеля, меди, леса и другого сырья для нужд военной промышленности. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах.
Главной целью был мурманский порт, единственная в Заполярье незамерзающая гавань, в которую приходили конвои союзников из США и Великобритании с техникой, амуницией, продовольствием и стратегическими материалами.
На захват города Гитлер отводил меньше недели. Причем взять Мурманск хотели максимально целым — для вермахта это было удобное место под военную базу.
Битвы и герои
Гитлеровские войска дважды пытались взять штурмом Мурманск - в июле и сентябре 1941 года. Но оба плана провалились. В конце июня со стороны оккупированной Норвегии началось наступление. Три вражеских дивизии захватили сначала Печенгу, потом деревню Титовка, планомерно продвигаясь к Мурманску фронтом длиной в сотню километров. Но у Западной Лицы они были окончательно остановлены советскими войсками.
К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. Тогда нацисты начали атаковать с воздуха. Они забрасывали город бомбами.
Весной 1942 года Красная Армия попыталась осуществить контрнаступление, но оно оказалось неудачным. Район действий был довольно сложный – тундра с большим количеством озер и труднопроходимых болот. Кроме того, местность была загромождена моренами — большими валунами, нанесенными в свое время наступлением ледника. Войска понесли большие потери, которые усугубила погода — в снежную бурю 3 мая около 500 человек замерзли в тундре.
В 1942 году центр борьбы в Заполярье переместился на море. Мурманск продолжал работать как порт. Под регулярными авианалетами работники порта, моряки-североморцы, жители города проводили разгрузку и погрузку судов, ремонт кораблей, строили укрепления. Всего за время Великой Отечественной войны Мурманский порт принял 250 судов, обработал 2 миллиона тонн различных грузов. Отремонтировали 645 боевых кораблей и 544 судна, переоборудовали 55 гражданских судов в тральщики и вспомогательные корабли. За три года рыбаки выловили 850 тысяч тонн рыбы, которой снабжали весь фронт.
Заводы Мурманска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, производили смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу.
Помощь от союзников доставляли арктические конвои. Из мурманского порта грузы направляли по железной дороге в центральные регионы страны. В том числе и в блокадный Ленинград. Конвои формировались в Исландии и Шотландии. По пути следования они подвергались массированным атакам с моря и воздуха – за ними охотились Люфтваффе, надводные корабли, включая знаменитый суперлинкор «Тирпиц», атаковали из-под воды «волчьи стаи» немецких подводников.
Плавание в арктических водах было крайне опасным. Помимо вражеских атак, моряков убивал жестокий климат арктических широт – при попадании в воду человек погибал в течение нескольких минут – сердце не выдерживало резкого перепада температуры. Зачастую поврежденные суда расстреливали, сняв остатки экипажа, так как останавливаться было опасно, а оставлять прикрытие невозможно – кораблей и людей постоянно не хватало.
Боевая вахта в Северном море – это постоянный подвиг. И такой подвиг постоянно совершали моряки-североморцы – катерники, экипажи крейсеров, тральщиков и, конечно, легендарные «семерки» - эсминцы 7 серии – «Громкий», «Грозный», «Грозящий». Они сопровождали союзные конвои, отбивали воздушные налеты на город, уничтожали фашистские эсминцы и самолеты. Английские и американские моряки говорили: «Как только русские эсминцы возьмут тебя в свой ордер – можешь спокойно играть на банджо – с тобой уже ничего не случится!»
Именно на Северном флоте воевал легендарный советский ас, дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. Летая на истребителях, он прикрывал союзные конвои от налетов фашистских бомбардировщиков, сбил 26 самолетов противника. Он погиб 30 мая 1942 года, прикрывая суда каравана PQ-16 и сбив 3 Юнкерса.
Михаил Ивченко был снайпером 8-й стрелковой роты 28-го гвардейского стрелкового полка. 7 октября 1944 года 10-я гвардейская стрелковая дивизия, в составе которой воевал Ивченко, штурмовала высоту Малый Кариквайвиш. Рота подходила к одному из ДЗОТов, когда оттуда открыли пулемётный огонь. Бойцы залегли, двигаться дальше было невозможно. Михаил Ивченко подполз к ДЗОТу вплотную и закинул в амбразуру гранату. Но через пару минут пулемётный огонь возобновился. Тогда Михаил Ивченко бросился на амбразуру и закрыл ее своим телом. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина посмертно. Похоронен герой в братской могиле мемориального комплекса Долины Славы, в Мурманской области.
К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны. 7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, цель которой - полное изгнание захватчиков из Советского Заполярья. За Петсамо сражалась едва ли не половина всех сил Карельского фронта. Основной удар по немецким позициям нанесли с левого фланга. Справа поддерживали морские пехотинцы Северного флота. Когда посёлок был взят, красноармейцы разбили немцев на авиабазе в Луостари и дошли до Киркенеса. В ходе операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии.
Статистика
Северный флот уничтожил более 200 боевых и около 400 транспортных кораблей врага.
Вслед за Сталинградом, Мурманск стал лидером в печальной статистике: 792 авиационных налета и 185 тысяч сброшенных бомб. От города остались лишь печные трубы. Точное количество погибших неизвестно.
6 мая 1985 года Мурманску присвоили звание города-героя, а также наградили орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени и медалью «Золотая Звезда».
5 декабря 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль "За оборону Советского Заполярья", которой наградили 350 тысяч участников боев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев