Богатство.
Самолюбие, скупость, сребролюбие и немилосердие много вымышляют причин и извинений, которых и перечислить невозможно. По этим-то причинам трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф 19:23), поскольку:
1. уповают на богатство свое, а не на Бога живого, что есть идолослужение;
2. в богатых скупость и сребролюбие гнездится;
3. гордость и ее дочь – презрение бедных и убогих;
4. немилосердие к страждущей, подобной себе братии;
5. пагубная роскошь и прочее. А всему корень – самолюбие. Не богатство виновато в погибели богатых, ибо богатство есть Божие дарование, и многие богаты были, но и благочестивы, как то: Авраам, Исаак, Иаков и прочие праотцы наши, каковы и ныне многие, – но что же? Сердце самолюбивое и прилепляющееся к богатству и от Бога живого отвращающееся. Поэтому псаломник говорит: если притекает богатство, не прилагайте сердца (Пс. 61, 11). Примечай здесь, любезный читатель, что здесь говорится о богатстве праведном, а не о том, которое собрано неправдой, хищением, беззаконной лихвой, лестью и коварством. Это богатство пагубное и стяжателя своего навечно погубит, если злом собранного праведно не расточит и истинного покаяния и плодов его не принесет.
Часть, которая горькое мира сего составляет блаженство, – это богатство. Многие и этого, как чести и славы, желают и ищут, но не все обретают, а которые обретают, со многим трудом обретают, с большим берегут, с великою печалью лишаются. Сколько таких, которые богатства, такими трудами собранного, в один час лишились и лишаются! Огню и вору и прочему бедственному случаю всякое подвержено богатство. Но если даже кто-либо до кончины пребудет в этом своем мнимом благополучии, возьмет ли с собою его, отходя от мира? Нет, оставляет все в мире, что в мире имел. Серебро, золото, каменья драгоценные, земли, вотчины, крестьяне, слуги, кони, кареты и все сокровище в мире остается – один отходит от света, как и вошел в свет. Гроб малый как нищего, так и богатого восприемлет и вмещает. Все прочее уже не его – другому в руки перешло. Тут праведно всякий признает, как безумно делает, кто блаженство в богатстве полагает.
А что если богатство было собрано неправдою, хищением, лестью и прочими беззакониями, как по большей части бывает? Тогда, оставляя богатство другим, сам с собою тяжкое бремя беззаконий относит. Тогда вместо мнимого блаженства истинное бедствие встречает его: при самом исходе мучительная совесть, судом Божиим и вечною мукою устрашающая. По исходе праведное по делам воздаяние настает. Тогда узнает прельщение и познает, что он трудился ради прибытка и корысти других, а ради своей погибели. Тогда от сердца признает, сколь великая есть прелесть собирать богатства, а не в Бога богатеть (Лк. 12, 21). Весьма убог тот богач, который деньгами изобилует. Бедственное то богатство, которое от истинного блаженства отводит. Нет там никакой прибыли, где урон душе. Весьма худо христианину за временным богатством гоняться, которое вскоре оставить принужден бывает, и оставлять вечное, к которому позван.
Спросите: «Какое богатство истинное и непоколебимое?»
То, которое Христос предлагает нам: собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 20). Это сокровище верою, которая любовью поспешествуема бывает, собирается здесь и открывается на небесах любящим Бога. Там им отверзнутся сокровища благ вечных, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Кор. 2, 9).
Жилище христиан – на небесах, по учению апостола (см. Флп. 3, 20). Потому, если и притекает нам богатство, не должно нам прилагать к нему сердца (Пс. 61, 11), но через руки нищих туда предпосылать, ибо где сокровище наше, там будет и сердце наше (Мф. 6, 21).
Святитель Тихон Задонский (Соколов).
#огрехе #взаимоотношениялюдей #осмерти #адирай #олюбви #одобродетели #духовныенаставления #духовное
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев