ЕГО НАПИСАВШИЕ, ЗНАЛИ, ЧТО ПИСАТЬ
- Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Сегодня верующие черпают истины о Боге из Священного Писания. Но как появилось само Писание и откуда люди, его написавшие, знали, что писать? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 16-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
Иисус Христос, наверное, самая известная личность в истории человечества. Не все разбираются в тонкостях христианского богословия, но даже неверующие слышали Его имя и знают, что Он был известным проповедником, в честь которого и называется мировая религия — христианство.
Однако внимательный читатель Нового Завета довольно быстро заметит, что сам Христос Евангелистами, да и другими авторами не воспринимался как простой проповедник, пусть даже и совершенно гениальный. Кроме того, если обратить внимание не на то, что говорят о Нём окружающие, а на то, что говорит Он сам, окажется, что Его в меньшей степени занимало то, как люди воспринимали Его проповеди и в большей степени то, как люди воспринимали Его самого.
Для проповедника это совершенно необычно, хотя не невероятно, конечно. Мало ли, человек очень заинтересован не только в том, как воспринимаются истины, которые он произносит, но и в том, кем считают: пророком, революционером, претендующим на царский трон... каким-то особенным человеком. Но вот тут-то Иисус Христос радикальным образом отличается от любых проповедников, потому что обычные ответы Его совершенно не устроили...
Он не просто спрашивает: «За кого люди почитают Меня?», но добавляет титул «Сына Человеческого». Помогая апостолам правильно ответить на вопрос этим наименованием, он указывает на Своё Мессианское достоинство. Люди могут считать Его воскресшим Иоанном Крестителем, Иеремией или кем-то из других пророков древности, но Пётр, выступающий от лица апостолов, правильно расслышал намёк Спасителя, почему и отвечает Ему: «Ты Христос, то есть помазанник, Царь Израилев, для Которого упомянутый Иоанн был Предтечей, которого ждали пророки древности». Более того, Христос — это Тот, кто обещан ещё праматери Еве как освободитель человеческого рода от последствий грехопадения.
Такой ответ был бы правильным, потому что Христос действительно не просто проповедник, но Мессия... и в то же время такой ответ был бы неполным. Именно поэтому после слова «Христос» Пётр добавляет «Сын Бога живого». И это уже, конечно, не просто человеческий титул. Но важно не это.
Важно, что Пётр не мог выдумать этого сам — это было откровение свыше. Неслучайно Учитель говорит Ему: «Блажен ты Симон, потому что не плоть и кровь открыли это тебе, но Дух Отца Моего». Увидеть в человеке учителя, пророка и даже того, кто претендует на Мессианский, то есть царский титул вполне возможно, но увидеть в человеке Сына Божьего и Бога — исключено. Не героя, не мифического полубога, не призрака, но Творца мира. В том, что произошло с Петром, есть явный признак истинной религии, которая не выдумывается пытливым человеческим умом, но даётся в откровении, ниспосылается Богом в человеческое сердце.
В Священном Писании много такого, что могло бы быть написано обычными людьми. Истории народов, битв, жизнеописания отдельных людей и их сердечные переживания. Однако Священным оно называется не потому, что говорит о священных для человека вещах, ведь и для язычников их идолы были священными. Мы называем Библию Священным Писанием, потому что в ней нам открывается Святой Бог, Живой и Личный, способный к общению и любви.
Комментирует священник Антоний Борисов:
- Гарантирован ли человек от ошибок? Как кажется, многовековая история нашего мира свидетельствует, что все ошибаются. Заблуждение как будто является частью нашей природы. И неужели нет места для надежды? Поспешу успокоить — есть. И о том говорит нам отрывок из 16-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения.
Глава 16.
13
Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14
Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15
Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16
Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.
17
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18
и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
Христос вместе с двенадцатью апостолами удалился в пустынное место. На территории вблизи города Кесарии Филипповой. И здесь, находясь вдалеке от многолюдных толп, от ожесточённых оппонентов, Спаситель ведёт с учениками доверительный разговор о природе Царства Божия, о сути евангельского учения. И после всех наставлений Христос спрашивает апостолов — за кого Его почитают современники и, самое главное, кем Иисуса считают Его собственные ученики?
От лица апостольской общины громко и чётко отвечает Симон Пётр: Ты — Христос, Сын Бога Живого. За такое исповедание Спаситель хвалит Петра и даёт ему власть отпускать грехи. Данный эпизод из новозаветной истории чрезвычайно вдохновил христиан Римской церкви, когда-то находившейся в общении с Православием. Вдохновил настолько, что они, считая римских пап наследниками апостола Петра, наделили их абсолютной властью. И доныне быть католиком означает быть верным Римскому епископу, который единственный имеет особые полномочия — наместника Бога на земле, а также того единственного, кто имеет право прощать грехи, делегируя данные полномочия епископам и священникам католической веры.
Но, как известно, вырывать евангельские цитаты из контекста очень опасно. Вот и у прозвучавшего эпизода были последствия. В той же 16-й главе Евангелия от Матфея, Христос уже не благословляет, а укоряет Петра за неверие и слабость, называя его сатаной — тем, через кого приходит соблазн. Всё потому, что Пётр, услышав от Спасителя, что Ему предстоит умереть в Иерусалиме, начал отговаривать Иисуса от принятия данной участи.
Чему учит нас евангельский эпизод? Тому, что никакой человек не гарантирован от ошибок. Но надежда у нас всё же есть. Надежда на Бога. Только в союзе с Ним, с Его помощью мы оказываемся способны жить и рассуждать в истине. Когда сердце Петра было открыто исключительно правде Божией, то и уста его говорили правду, были свободны от лукавства. Как только апостол задумался о личной меркантильной правде, то тут же он стал жертвой заблуждения, был Богом обличён в лукавстве.
И можно сколько угодно рассуждать о внешних регалиях, званиях, полномочиях. Ничто из перечисленного не способно уберечь человека от впадения в заблуждение. Только Господь на это способен. Потому будем искать правды Божией, и тогда нам будет дана благодать, подобная той, что была дарована апостолу Петру в тот момент, когда он был полностью открыт для исполнения правды Божией.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев