КОЛХОЗ "ЮЛБАШ" (основано на реальных событиях)
После голодного 1921 года крестьяне деревни Урада стали работать на железной дороге. С осени до весны со своими лошадьми они участвовали на путевых работах и в Депо. Кави Аминев и Фаррах Шайхутдинов служили в органах ЧК при станции Янаул, Баллак Сарваров работал составителем поездов.
Так прошло 2 года. Сход крестьян деревни избрал Кави Аминева председателем Урадинского сельского Совета, а Шайхетдинова Фарраха - его секретарем. В одной из поездок в Сарапул (Тогда Новоартауловская волость входила в Сарапульский Округ) Кави привез "Устав трудовой земледельческой артели". Длинными вечерами беднота, собравшись в какой нибудь избе, слушала его содержание, где было сказано, что несколько семей, объединившись, могут выйти из деревенской общины и образовать сельскохозяйственную артель. Это был ответ на их заветную мечту. Кави Аминев, Баллак Сарваров, Хамза Хазиахметов, Азат Газизов, Закир Шаймарданов, Хабибрахман Хабибуллин, говорили о необходимости создания коллективного хозяйства."Только общими усилиями мы заживем не хуже богачей",- говорили обычно Кави.
Когда дело дошло до самого наболевшего вопроса - вопроса о земле - оказались в затруднении. Что делать? Если землю делить весной по очередной жеребьевке , то артельщики не сумеют получить свои участки в одном поле.
На сходках председатель сельского Совета каждый раз ставил вопрос о земле. Необходимо согласие общества о выделении земли группе крестьян, которые желают отделиться от общества.
- пусть возьмут залеж. Там земля как старое сукно, никто не пользуется , - говорит Гани Халиков.
- Надо дать, посеяв зерно, пусть пожнут полынь. Мы согласны - послышались голоса имущих.
15 апреля 1925 года 6 человек решили объединиться в Артель.
Все лето шла борьба за землю. На выделенные 10 гектаров посеяли клевер.
- Совсем с ума спятили эти артельщики, - говорили состоятельные крестьяне. - Клевером семьи не прокормишь. на что они надеются?
- Больше на землю пусть не расчитывают.
- Взбудоражили остальных. Ничего, когда голод скрутить, почувствуют что такое Артель.
Бедняки тоже хорошо знали , что с десятью гектарами далеко не уедешь. "Во время очередной дележки надо вырвать от общества побольше земельного участка", - думали они. Но опять землю выделили самую невыгодную. О получении выделенной земли первым возразил Ахат Газизов:
- Нам важен первый шаг. Если мы в действительности соберем плохой урожай как покажемся людям. Надо просить лучшую, плодородную землю.
- Мне кажется самым подходящим для нас является Наратлы тау ( сосновая гора). - предложил Хамза Хазиахметов. - во первых там почва хорошая, во вторых, наши поля расположены вблизи друг от друга.
Снова сход, снова бесконечные споры.
- Надо прогнать их за пределы полей ! - кричали крестьяне Хузя Ямалетдинов и Фаттах Сарваров.
- Если общество добровольно не выделит землю, мы обратимся в суд, - слышались голоса.
- Судитесь, судитесь, туда вам и дорога. - Пришлось ехать в Бирск.
На следующий день на двух лошадях выехали Гани Халиков и Баллак Сарваров в дальний путь. Хотя они и были односельчане но за всю дорогу не обмолвились ни единым словом. В пути каждый ночевал в отдельной квартире.
Открыли судебное заседание. Председательствующий спросил :
- Гани Халиков, почему не нарезаете участок земли желающим создать Артель?
- Я от имени общества заявляю, что мы не хотим дать им участки , которые они желают , а они не согласны с тем, которые мы даем.
- Сарваров , вы что скажете?
- Мы хотим создать Артель. Нам нужна добрая земля. Думаем вырастить хороший урожай. Наши руки привычны к труду и мы хотим жить зажиточно.
Суд решил вопрос в пользу Артельщиков.
В казенном доме снова собрались на сход. Хотя Кави знал о решении суда, но делегатов не пригласил на сход. Он хотел. чтобы люди сами поняли сущность этого вопроса. Но спор не утихал. Тогда пришли по вызову Гани и Баллак. Первым дали слово Гани Халикову.
- Граждане, нет смысла сопротивляться. Закон на их стороне.На обратном пути я вот о чем думал. Если на самом деле дать им залеж на берегу Жирек - елга? Как вы на это смотрите? Земля все равно пустует.
Не успел Гани закончить фразы, выскочил Хузя:
- Гани агай, мы возлагали на тебя большие надежды. Неужели тебя тоже смутили? Не отдавать эту землю и все !
Люди на минуту притихли. Потом гул постепенно стал нарастать. но симпатии многих бедняков и середняков единоличников были на стороне Артельщиков. Они получили землю, где хотели.
На первом году подняли целину. Нетронутая земля щедро оплатила труд крестьян. Артельщики собрали около 200 пудов зерна клевера и продали государству по 25 руб. за пуд. Касса стала заметно пополнятся. Пока официально распределение обязанностей не провели. Кави председательствует, бухгалтерию ведет Азаль Габдулхаков. Четверо зачинателей были избраны членами правления, а двое кандидатами.
Вскоре подали заявление батрак Хусаин Алетдинов, молодые парни Габдулла Садрисламов и Салих Аминев. Построили конюшню, обобществили коров и овец. Однако каждая хозяйка доит свою корову сама. Хотя многосемейные получали за работу больше остальных, никто из членов артелей не упрекал их в этом.
Осень 1926 года выдалась дождливой. После Указа о НЭПе некоторые крестьяне стали торговать хлебом. Кави услышал, что в Янауле есть сушилка. Собирается заседание правления и выносят решение приобрести ее для артели "ЮЛБАШ".
Кави и Хамза отправляются в Янаул в поисках этой машины. Еще в 1912 году Уфимское Земское Управление заказывало 3 сушилки марки "Аккерман" из Америки. Две из них получили в Бирском контоне, а одну приобрели Кармановское кредитное товарищество, руководимое Карим муллой. в 1919 - 20 годах товарищество переезжает в Янаул. Сушилка для них не представляет ценности.
- Берите , нам она не нужна, - разрешили они. На другой день запрягли трех лошадей и привезли ее.
Вскоре купили из Сарапульского "Сельпромсоюза" конный привод за 400 рублей, и сушилка стала механизированной.
Весть о сушилке распространилась и в других деревнях. В деревню Урада стали стекаться скупщики зерна. В артеле сушат и продают по повышенной цене. Гарцевый сбор накапливается в амбаре , и артель продает его государству.
Единоличные крестьяне стали задумываться ."Ведь эта затея не спроста, вон куда идут дела', - говорили они.
В 1926 году из Бирска купили восьмирядную сеялку, по два комплекта триеров и клейтон. "Юлбаш" открыл у себя прокатный пункт.
В 1927 году в правление артели пришла телеграмма:"Для вашего колхоза выделили трактор". Кого же послать на учебу? Было решено направить Касима Атнабаева. Он уехал. Перед самой распутицей Касим приехал на тракторе. Это было в конце апреля 1928 года.
Началось массовое движение в колхоз. Районный комитет партии направляет Атнабаева в Амзю для помощи бедноте в организации колхоза.
Так были организованы артели "Ярыш" в Амзе, "Ужара" в Рабаке и в других местах. В дер. Урада , кроме "Юлбаш", существовала другая артель. Баллак Сарваров, объединив вокруг себя брата Фаттаха, Зуфара Гайсина, Муталлаба Мухаметова, Шамсетдина Ямалетдинова - создает артель "Зарю".
Три брата Хабибъян, Рахматъян, Хабиб Габдиевы, Мансур Газизов и Хафиз Шайхузин организовали свою артель "Алга". Пришли за советом к Кавию.
- Запрудите один из ручейков.В водоеме выращивайте рыбу. Это будет дополнительным доходом, - предложил тот. Так и сделали. Председатель свой дом построил на берегу пруда, хотя он находился далеко от деревни Урада.
Чтобы не упускать сенокосные угодья, Муксин Атнабаев. Габдулла и Ярим Дильмухаметовы объединились в животноводческую артель. Приобрели на свои средства овец. Эта артель назвалась "Урмады".
Под председательством Минниахмета Нуриахметова организуется; еще один артель - "Восток".
Крестьяне, расположенные в междуречье Такашур и Урадинка, Фахри Фахретдинов, Гарай Газизов, Гильмияр Валиев, Ахметгали Хакимов, Бахтигарай Валиахметов, Ахмат Сыртланов свою артель назвали "Урта юл",
- Отстаем от других, ведь нас они проглотят, - говорила группа Габдуллы Асхатхузина и Фаттаха Шайхутдинова, включив в свой состав еще несколько семей, объединившись в артель "Игенче*. Однако не все входили в эти артели.
- Наши предки жиди без артелей, и мы проживем. Глупость это. Так долго продолжаться не будет. Говорят, что общую пищу пес не ест, распадется, - рассуждали такие крестьяне.
Теперь собрания обществ проходят более бурно. Тем, кто не хотел войти ни в одну артель, решили дать землю на меже. Так, Гани Халиков, Малик Хабибуллин и другие согласились на самые худшие участки. Односельчане их с иронией называли "Каккук" /Кукушка/.
В деревне много молодежи. Под руководством коммуниста Кави Аминева; Сагит Султанов, Хадича Мухаметова, Закир и Харис Сыртлановы, Зайтуна Аминева, Хабиб Гайсин вступили в комсомол и создали ячейку.
К этому времени назрела необходимость открытия клуба. На одном из собраний Кави выступил с предложением:
- Граждане, - начал он, - скоро 10 лет Октябрьской революции. Молодежь нашего поколения свое время проводила скучно. Сейчас так жить нельзя. Давайте подумаем. Для нас нужен Дом культуры. Единственная возможность у нас - мечеть. Нужно переоборудовать ее в клуб.
Народ на минуту притих.
- Разве мы праве что-то говорить о мечети, ведь у нас есть мулла, он хозяин мечети, - начал Гани Халиков.
- Да, да, пусть выскажется мулла.
- Без его разрешения никто не может посягнуть на божий дом.
- Уже за мечеть взялись безбожники......
Шум постепенно нарастал. Непонятно, кто о чем кричит.Только изредка слышны отрывистые слова "Мулла", "Гатуф - мулла".
Гатуф - мулла в истории деревни занимал особое место. По его инициативе впервые в деревне Урада открылась школа, где ввели изучение русского языка.
Сегодня собравшиеся ждали от него многого. Его слова были решающими.
Вот встал он со своего места, направился вперед.
- Граждане, если мечеть служит только для совершения молитв то нет необходимости молиться только в мечети.
В протоколе отметили: "Граждане деревни Урада на своем общем собрании единогласно решили переделать мечеть в клуб".
У комсомольцев засияли глаза: наконец-то, у них будет клуб
Наступило 1 Мая 1928 года. Мечеть была переоборудована в клуб. Из соседних деревень Вот-Урады и Таш-Елга были приглашены гости.
Гости из Вот-Урадов боятся войти в клуб. Ведь испокон веков не мусульманским народам вход в божьи дома запрещён.
Стены клуба оклеены обоями, на полу постелено зелёное сукно. Гости переступили порог и сели на колени.
Так был открыт сельский клуб в Янаульском районе. Комсомольцы быстро подготовили пьесу "Хажи эфенди женится". Состоялся nepвый театр.
Колхоз "Ярыш" в Амзе находился в 30 километрах. Но Урадинцев не пугало расстояние. Они обрадовали своих собратьев колхозников первой постановкой. За выручку от продажи билетов приобрели посуду и необходимые другие вещи для детских яслей.
Жизнь текла своим чередом. Настала необходимость объединить в одну группу комсомольские и партийные ячейки.
В 1929 году Касим Атнабаев, Ахмад Гатауллин, Закир Сыртланов, Салих Султанов, Салима Ямалетдинова и другие вступили в партию и создали партийную ячейку. В том же году в Янауле организовали "Хлебкооп" Кави Аминева переводят на работу туда. Председателем колхоз "Юлбаш" стал Сагитъян Габдеев.
Вдруг из Бирска поступил Указ начать сплошную коллективизацию, объединить 71 деревню района в один колхоз.
- Этого не может быть. Мы ведь не успели еще укрепить сельскохозяйственный артели, Как же так?- сокрушался Аминев.
- Вот именно, может быть! Ты что, неужели против? Уже в контоне приняли постановление.
Главный агроном района А.Чирков тоже остался единомышленником Кавия. Однако на следующий же дань со всех артелей стали собирать различные документы.
Клуб железнодорожников полон народу. Принимают постановление о создании в районе единого колхоза "Гигант". Он состоит из отдельных участков - "Экономов". Например, деревни Иткинеево, Ялгыз-нарат, Каймашабаш, входили в один "Эконом". Об организации в районе "Гиганта" дали телеграмму в Москву Сталину. Но ответа не получили. Среди народа началось волнение. Секретарь волкома тов. Шаяхметов в недоумении:
- Что же будем делать товарищ Аминев? Бывшие мелкие артели перестали существовать, а колхозы распались.
После статьи в газете "Правда" "Головокружение от успехов" в каждой деревне организовали колхозы.
Кави снова приехал в Урады. В клубе собрание. Теперь разговор идет не о мелких артелях. Вопрос ставится об объединении в единый колхоз. Когда он дошел до места, где говорилось о добровольности входа в колхоз, зажиточные, используя момент, подняли шум.
- Вот ведь что сказано! А вы нас принуждаете. Это все дело ваших рук. - Они виноваты в этом. - Бейте их...
Народ лавиной устремился на сцену. С задней двери тоже хода нет. Хайрулла, Даут, Янгир и несколько человек призывают к расправе с колхозниками. К ним примыкают Салих Газизов, Мансур Фархутдинов. В зале неимоверный шум.
В это время Тутыя Хабибуллина подошла к сцене, схватила Баллака Сарварова за брюки и порвала их до колен. А Гиния Мусина подбежала к Кавию и с размаху ударила замком по щеке. Не которые стали разбирать печь и пускать в ход кирпичи.
Это была серьезная стычка. Дело могло дойти до убийства. Группа комсомольцев окружила президиум и отразила натиск возбужденной толпы.
Через несколько дней руководителей колхоза и мелких артелей дер. Урада вызвали в волостной комитет. Они единогласно решили объединиться вокруг колхоза :"Юлбаш".
Так было организовано первое крупное коллективное хозяйство "Юлбаш".
(Автор Хамзин Низам Хамзинович)