Художник Геннадий Добров. Фото из интернета
В 1974 году студент-художник Геннадий Михайлович Добров узнал от своего преподавателя в Суриковском институте, что есть на Валааме дом инвалидов. Не простой дом инвалидов. В нем жили герои-фронтовики, которые победили в Великой Отечественной войне. Народный художник сразу же отправился туда. Он хотел нарисовать портреты тех фронтовиков и показать обществу. Поездка в результате оказалась плодотворной, хотя и заняло это шесть лет: с 1974 по 1980 год! Что же сподвигло Геннадия Доброва поехать на Валаам? Почему художник захотел нарисовать портреты именно тамошних фронтовиков? Какие картины в итоге получились? Что за дом инвалидов на Валааме?
А знаете ли вы, что с Великой Отечественной войны возвращались далеко не все полноценными людьми? В нашем представлении годами закладывается, что фронтовик
#ВОВ – человек с двумя руками и ногами. Он одет в чистую, выглаженную военную форму, на голове пилотка, на ногах кирзовые сапоги, через плечо катка шинели, на груди медали и ордена, а в руках автомат ППШ. Вам не кажется странным, что с такого ужасного происшествия во всех его смыслах, как Великая Отечественная война, мы годами видим, что фронтовики вернулись все целыми и здоровыми? Складывается ощущение, что с ВОВ возвращались либо целыми, либо в гробу, либо вовсе пропали без вести. В истории нет такой войны, где была бы такая полярность результатов. Не стала исключением и Великая Отечественная. Наряду с живыми и целыми солдатами, на Родину возвращались с фронта живые и неполноценные сослуживцы – инвалиды. Одни из них были без рук, другие - без ног, третьи потеряли все конечности, четвертые страдали от последствий контузии, пятые ослепли. Страна была не в лучшей своей экономической ситуации. Разруха стояла везде, необходимо было сызнова все строить и развивать. Ударными темпами советский народ включился в восстановление Родины. Параллельно налаживались международные отношения, и вот-вот
#СССР могли посетить зарубежные делегации. Советское руководство не хотело нелицеприятных видов в стране. В стране-победительнице Второй Мировой войны должно быть все красиво и нарядно, ведь это великая страна. Страна храбрых солдат, которые стали героями для всей Земли, в ней не могут быть фронтовики-инвалиды. Однако, они были и было много, но не всех их видели. Что же с ними происходило? Руководство СССР приняло решение прятать фронтовиков-инвалидов в дома для инвалидов и интернатах. Изначально хотели строить спец.дома, но страна и так находилась в разрухе, денег не было, поэтому нашли удобное решение – закрытые и заброшенные монастыри и храмы. В них и организовали заведения для калек. По тайному постановлению высылки таких людей начались в 1948-1950 годах. Инвалидов отправляли в первую очередь из городов-витрин – Москва и Ленинград. Людей ссылали в дома инвалидов на Валааме, в Горицах, в Кирилло-Белозерский монастырь. Соглашались ли сами фронтовики на такие высылки? Возможно, кто-то да. Вместе с тем есть факты, что были несогласные с таким решением. Дошло до того, что многие инвалиды боялись появляться на улице без сопровождения родных и близких. Одиноких же без их желания и согласия отправляли на Валаам, другие подобные места. Отчаянные пытались убежать, но далеко ли мог убежать инвалид? Ловили, отправляли снова в ссылку. «Листы скорби» Геннадия Доброва
Именно этих фронтовиков-инвалидов рисовал художник Геннадий Добров. Портреты создавались шесть лет – с 1974 по 1980 годы, куда вошли инвалиды Валаама, Бахчисарая, Омска, Сахалина, и даже Армении. Серия картин получила название «Автографы войны» и вошла в цикл «Листы скорби». В своей поездке Геннадий Михайлович писал письма жене, где сообщал, что он не только рисует этих людей, но и всячески помогает: кормит их, моет в бане, перевозит, выслушивает, ухаживает. Портреты получились действительно замечательными. Они мастерски нарисованы, реалистичны, задевают душу при одном лишь взгляде на них. Критики высоко оценили работы Геннадия Доброва, и картины указывались в каталогах. Казалось бы, что эти портреты должны увидеть больше людей, чтобы они понимали, какие ужасные последствия несет война в отношении человека, но все попытки организовать персональную выставку столкнулись с категорическим отказом. Художника обвиняли «в наслаждении уродствами, извращенном сознании и бездушии». Война никогда не приносила ничего хорошего никому и ничему. Если разрушенные здания и дороги можно отстроить заново, то потерянные жизни и искалеченные судьбы восстановить невозможно. Самое ценное, что может быть на Земле – это человеческая жизнь. Гуманизм должен проявляться даже на войне, но это бывает крайне редко.
Нет комментариев