Осенью 1950 года я пошел уже в четвертый класс Больше-Лыжнинской начальной школы. Школа находилась в марийской деревне Большая Лыжня. Это была центральная деревня в укрупненном колхозе, куда наша семья временно переехала в связи с назначением отца. В Алканке же был наш дом, где осталась с хозяйством бабушка Катя. Хлопот у отца стало еще больше, и он все время пропадал на работе. Хозяйство было большое и бедное. В этот колхоз входила Большая Лыжня и еще четыре деревни: Быковские, Михаленки, Начка и Сосновка. Деревни Быковские и Начка были русскими, а остальные три деревни марийскими. Однако это никак не сказывалось на отношениях людей, и все жили довольно дружно. Дети учились в одной школе. Преподавание велось на русском языке. Марийские деревни этого региона населены трудолюбивыми марийцами, говорящими на северо-западном диалекте, и их язык сильно отличается от марийского горного и лугового, который в то время был основным в Марийской АССР. Особенностью марийских деревень было то, что их жители очень любили яблоневые сады. Нашим учителем в четвертом классе был Вяткин Иван Александрович. Бывший фронтовик установил хороший контакт с учениками и пользовался у них глубоким уважением. Класс был сравнительно небольшой. Из марийских ребят в нем были Вася и Коля Денниковы из Сосновки, большелыжнинские Саня Печкураев, Тема Пибаев, Ваня Семенов, Коля Смирнов и Ваня Шамаев. Кроме них русские ребята: Вася и Миша Чесноковы, Сережа Черепанов и Люба Халтурина из Михаленок. Володя Смирнов, Коля Санников и Саня Суровешкин из Быковских, Вася Медведев из Начки. Лучшим учеником из них был Володя Смирнов. Мне сразу удалось вписаться в новый коллектив, и я чувствовал себя довольно уверенно. Тем более, что с переездом для мамы стало возможным заниматься домашним хозяйством и она иногда выкраивала время немного заняться с нами. С нами – это со мной и моей младшей сестрой Лией, которая пошла во второй класс. Старший из нас, Олег учился уже в шестом классе в Кикнуре и иногда появлялся в наших апартаментах по воскресеньям. К этому времени относится мой первый интерес к гармошке. Старшему брату отец купил «хромку» и тот довольно быстро самоучкой «на слушок» подобрал музыку под местные частушки и к нескольким русским песням. Я страшно завидовал брату и упросил его научить меня наигрывать какую-нибудь мелодию. Наибольшую трудность составляло владение правой клавиатурой. Там было много кнопок, и разобраться с ними казалось немыслимым. Олег привязал пальцы моей правой руки к пальцам своей правой и стал наигрывать «сормача», или по-местному «деревенскую». Как я ни пытался что-то понять, или запомнить - у меня ничего не получалось. После я брался за гармонь и снова неудача. Все это раздражало окружающих. Но мое желание было таким сильным, что я стал заниматься тайком. Наконец стало получаться что-то похожее на «деревенскую».
В зимние каникулы я впервые увидел звуковое кино. Его привезли в деревню Кушнур, в четырех километрах от Большой Лыжни. Целая ватага детей отправилась вечером на это представление. Помещение было маленькое, поэтому попали не все. Мне как-то удалось прошмыгнуть, и я уселся на полу перед самым экраном. Показывали фильм «Алитет уходит в горы». Больше всего нас тогда удивил сам процесс изображения на экране, а не содержание картины, которую практически нам трудно было понять. https://www.kiknur-school.ru/index.php/imi-gorditsya-shkola/75-2012-01-10-14-01-36
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев