Глава 6, ст. 11–16.
11 Наши уста, коринфяне, были откровенны с вами, наши сердца для вас распахнуты настежь!
12 Это вы, а не мы, затворяете для нас свою душу.
13 Я говорю вам, как собственным детям: ответьте нам тем же, распахните сердца!
14 Не впрягайтесь в одну повозку с неверными! Что связывает праведность с грехом? Что общего у света с тьмой?
15 Может ли быть согласие у Христа с Велиаром? Или единство у верующего с неверующим?
16 Что общего у храма Бога с идолами? А мы – храм живого Бога. Потому что так сказал Бог: «Я поселюсь среди них и буду пребывать с ними, Я буду их Богом и они – Моим народом.
(2 Кор. 6, 11–16)
Так звучит этот отрывок в новом русском переводе Российского Библейского общества, которым мы с вами договорились пользоваться в новом учебном году, начиная с 1 сентября.
Итак, дорогие братья и сестры, мы продолжаем знакомиться со Вторым посланием апостола Павла к Коринфянам и подходим к очень интересному месту, которое, согласно мнению многих современных исследователей, библеистов, является местом стыка, столкновения разных отрывков из разных посланий. С одним таким стыком мы с вами уже встречались – это 2-я глава, 13-й стих, с которого мы переносились на 7-ю главу, 5-й стих. Но дело в том, что внутри этого кусочка с 2, 14 по 7,4 есть еще одно послание, которое выпадает из общего содержания. То есть у нас получается как бы матрешка: послание снаружи, послание внутри и в середине еще один совсем маленький отрывок.
Сегодня мы прочитали стихи, которые как раз являются стыковыми. Поясню, что имеется в виду. Мы начали читать с 11-го стиха:
11 Наши уста, коринфяне, были откровенны с вами, наши сердца для вас распахнуты настежь!
12 Это вы, а не мы, затворяете для нас свою душу.
13 Я говорю вам, как собственным детям: ответьте нам тем же, распахните сердца!
Апостол Павел вдохновенно призывает коринфян к тому, чтобы они не смотрели с подозрением и свысока на Павла и его сотрудников, чтобы они встретились друг с другом с распахнутыми сердцами, с распахнутыми объятьями. Апостол говорит: «Наши-то сердца распахнуты, а вот вы затворяете свою душу». В синодальном переводе говорится: «В ваших сердцах тесно. Вы не хотите раскрыть ваши сердца для нас, закрываете их, держите на замке».
И вдруг в 14-м стихе как бы неожиданно начинается иная тема:
14 Не впрягайтесь в одну повозку с неверными! Что связывает праведность с грехом? Что общего у света с тьмой?
Этот отрывок как бы стоит особняком: это некое поучение совсем иного характера. Сначала Павел говорит о чем-то очень личном, хочет, чтобы коринфяне открыли свое сердце, чтобы встреча произошла, чтобы они дружили и любили друг друга. То есть здесь идет достаточно пафосное нравственное поучение: не делайте этого и этого... Поэтому многие исследователи говорят, что кусочек с 6, 14 по 7, 1 – это отрывок какого-то очень и очень раннего послания, не исключено, что написанного еще до Первого послания к Коринфянам. Вспомните, как в его 5-й главе апостол Павел говорит: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками»(1 Кор. 5, 9). Речь там шла о блуднике, который был в некой интимной связи с мачехой. Павел говорил, что такого надо извергнуть и «не сообщаться с блудниками». Исследователи считают, что, возможно, как раз это место, где идет наставление о том, что нельзя иметь близкого общения с неверующими, с грешниками, язычниками, и есть отрывок того самого раннего послания. Смотрите, что является неким свидетельством этого. Если мы сразу перенесемся с 13-го стиха 6-й главы на 2-й стих 7-й главы, то увидим, что здесь переход как раз очень органичен. Во 2-м стихе 7-й главы Павел продолжает ту же тему, которую начал в 11-м стихе 6-й главы. Прочитаем, пропуская этот отрывок:
6:11 Наши уста, коринфяне, были откровенны с вами, наши сердца для вас распахнуты настежь!
6:12 Это вы, а не мы, затворяете для нас свою душу.
6:13 Я говорю вам, как собственным детям: ответьте нам тем же, распахните сердца!
7:2 Пустите нас к себе в сердце! Мы никому не причинили зла, никого не разорили, ни на ком не нажились!
Вы видите, насколько органичным и логичным выглядит этот переход. Понятно, что доказать это формально, с математической точки зрения невозможно. Тем не менее мы видим, что с точки зрения логики текста это напрашивается само собой. А то, что этот небольшой кусочек с 6,14 по 7,1 попал внутрь, в этом нет ничего страшного. Во-первых, мы помним, что такое бывало: списки между собой смешивались, рукописи потом переписывали и часто получалось одно целое. Деление на главы и стихи произошло еще позже, раньше текст был сплошной, да еще и не было расстояния между словами. Если вы когда-нибудь видели старинные славянские тексты, может быть, даже не на бумаге, а на стенах старинных храмов, то заметили, что в них нет разделения между словами и нужно по смыслу догадываться, что имеется в виду. Так было и с другими древними текстами. Позже слова отделили друг от друга. Потом придумали делить их на главы, главы – на стихи, чтобы было удобно читать и искать, но в древности все было одним целым. Поэтому в смешении текстов не было ничего необычного и страшного, и, собственно говоря, это никак не влияет на каноничность текста. И то, и другое написано Павлом, просто, скорее всего, в разное время.
Действительно, в этом маленьком отрывке мы видим конкретное поучение Павла. Прочитаем его еще раз:
14 Не впрягайтесь в одну повозку с неверными! Что связывает праведность с грехом? Что общего у света с тьмой?
15 Может ли быть согласие у Христа с Велиаром? (Велиар – одно из наименований темных сил, сатаны, дьявола – иер. М.Р.) Или единство у верующего с неверующим?
16 Что общего у храма Бога с идолами? А мы – храм живого Бога...
Такое строгое наставление – не иметь ничего общего с неверующими: не должно быть ничего общего у света с тьмой. Мы видим, что в этом наставлении еще есть пафос ветхозаветного пророчества – нужно отделиться, не соприкасаться. Хотя мы знаем, что апостол Павел, будучи миссионером, всегда говорил о том, что есть смысл не отделяться, а, пребывая в мире, преображать его, влиять на него. Все-таки этот посыл является более типичным для Павла и вообще для христианства. Не отделиться от всех остальных, а, находясь в мире, быть не от мира. Даже Христос говорил апостолам в Своем последнем наставлении: «Я не говорю, чтобы вы ушли из мира (иначе надо было бы прятаться), но Я хочу, чтобы вы были сохранены от зла». То есть, будучи в мире, были непричастны злобе, похоти этого мира, его ценностям. Чтобы живя в этом мире, сердцем, внутренним своим человеком уже жили в Царстве Божьем. Поэтому это наставление, наверное, еще больше указывает на более раннее происхождение: в нем действительно есть ветхозаветный пафос разделения на чистое и нечистое, на агнцев и козлищ. Все-таки в христианстве, во все времена и в наше время, очень важно не уходить в катакомбы, не загонять себя в гетто, а идти навстречу миру с проповедью христианских ценностей.
Напоминаю, дорогие братья и сестры, что нам с вами необходимо читать ежедневно Слово Божие, Новый Завет, поскольку в нем для нас с вами заключено великое наставление, отрада и утешение. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев