Д. А. Негропонте, родной дядя М. Маврогордато, крупный таганрогский коммерсант, на время своей болезни попросил племянника заняться делами его экспортной конторы и пароходства.
В конце 1880 года, вернувшись из Карлсбада, дядя увидел, что молодой князь прекрасно справился с коммерческими делами – доход фирмы составил 100 тыс. рублей.
«Очень довольный руководством племянника, Негропонте попросил Матье (М. С. Маврогордато пишет о себе в третьем лице, используя французскую транскрипцию имени. – А. Ц.) остаться с ним в качестве директора фирмы с жалованием 2500 рублей золотых франков в год и годовыми 5% на прибыль, что для 1881 г. составляло 7 500 руб. или 25 000 золотых франков – неплохое вознаграждение для молодого человека в 21 год»
Матвей Маврогордато не собирался посвящать свою жизнь коммерции, но понял, что не получит таких доходов на дипломатическом поприще, а финансовое положение семьи не позволяло «жить в своё удовольствие»: заниматься литературой, философией, любимой музыкой. Молодой князь «... ни за что в мире не хотел быть на иждивении, теперь, когда он стал взрослым и счёл своим долгом помогать матери и внести свой вклад в увеличение приданого своих сестёр»
Любимая гувернантка маленького князя мадмуазель Куэнде, говорила ему : «Надо делать хорошо всё, за что берёшься. Будь добросовестным и прилежным» Спустя шестьдесят лет, описывая свою жизнь, М. С. Маврогордато часто вспоминал её слова.
Особо не стремясь к тому, Матвей Маврогордато достиг больших успехов в коммерческих делах. 14 лет он фактически стоял во главе старейшей фирмы по экспорту хлеба, принадлежавшей его дяде Дмитрию Негропонте, был членом правлений Азово-Донского и Санкт-Петербургского учётно-ссудного банков в Таганроге, председателем правления Должанских антрацитовых копей. В 1903 году, перебравшись в Ростов, участвовал в деятельности почти десятка компаний и фирм, встал во главе Ростовского отделения Русско-Азиатского банка, одного из крупнейших кредитных учреждений Российской империи.
Его мечты о дипломатической деятельности также сбылись. Несколько лет он исполнял должность греческого генерального консула, а также нидерландского вице-консула в Таганроге.
Кроме того, принимал активное участие в общественной жизни Таганрога: избирался товарищем председателя Таганрогского греческого благотворительного общества, председателем попечительного совета таганрогского частного училища 2-го разряда, членом городской комиссии по строительству амбаров в новой гавани.
Но главной страстью князя Матвея всегда оставалась музыка.
В мемуарах М. Маврогордато мы читаем: «В конце октября 1884 года группа любителей музыки..., а также несколько любителей драматического искусства... основали в Таганроге музыкально-драматическое общество. ... Записалось более 180 человек, был избран руководящий совет: Виктория Маврогордато, Наталья Зелёная, Ахилл Алфераки, Уманский, Макаренко, Константин Авьерино, Матье Маврогордато и Штурм-де-Штрем были избраны большинством голосов. Так как у общества не было своего помещения, оно располагалось в прекрасном зале Коммерческого клуба, где вечером по средам, с 8 до 11.30, проходили концерты. Обычно вечер начинался номером игры на фортепиано в четыре руки или на двух инструментах, чтобы познакомить публику с современными симфоническими произведениями, которые ещё не исполнялись в Таганроге. Например: симфонии Бородина, Чайковского, Брамса, увертюры Р. Вагнера, сюиты Грига, симфонические поэмы Сметаны. Затем шли сольные выступления скрипки, виолончели, фортепиано и корнета-а-пистона на котором хорошо играл Штурм-де-Штрем, далее шло пение – соло, дуэты, трио, читались стихи и модная декламация. На эти концерты ходило много народа и зал был полным»
При обществе были «... организованы курсы фортепиано и сольфеджио, а также класс скрипки и альта. Преподаватели: фортепиано – Бертини и скрипки и альта –Хайнмайер вели здесь занятия. Этот зачаток музыкальной школы насчитывал в первый год создания около 40 учащихся, а, начиная с 1886 года музыкальные классы общества включали более 80 человек и пришлось нанять второго преподавателя фортепиано, чтобы удовлетворить всех желающих, т.к. их было больше всего [3, с. 360].
Матвей Маврогордато и Константин Авьерино (дядя князя) пригласили для руководства оркестром общества уже известного к тому времени музыканта В. И. Сука. Сам Матвей Стаматьевич, несмотря на то, что был всецело поглощён делами торговой фирмы Негропонте, регулярно брал уроки композиции у знаменитого маэстро. Постоянно уделяя время творчеству, сочинил 60 фуг, десятки романсов, прелюдий, вальсов, мазурок, гавотов и менуэтов.
Симфонические концерты музыкально-драматического общества Таганрога под управлением В. Сука начались в октябре 1885 года. Известный музыкант два сезона (1885/86 гг. и 1886/87 гг.) возглавлял оркестр, и они были самыми блистательными в деятельности музыкально-драматического общества. «Слава о симфонических концертах музыкального и драматического общества Таганрога распространилась повсюду и немало слушателей приезжало из Ростова, чтобы присутствовать на них»
Подробно описанные в воспоминаниях концерты и их репертуар свидетельствуют о том, что эти слова – не преувеличение.
Матвей Маврогордато, отдыхая от коммерческих дел, мог отправиться в Дрезден, «чтобы изучить музыку Рихарда Вагнера, которую потрясающе исполняли в королевской опере Дрездена, под руководством знаменитого дирижёра Шуха»
В начале ХХ века, поселившись в Ростове, Маврогордато продолжил активную музыкальную деятельность. В 1904 году он стал действительным членом Ростовского на Дону отделения императорского Русского музыкального общества и вошёл в состав дирекции Ростовского на Дону отделения сначала в качестве кандидата , а c 1905 по 1915 год – одного из директоров . Он участвовал в музыкальных вечерах общества, заботился о формировании нотной библиотеки и приобретении новых инструментов для классов.
Активная коммерческая деятельность, серьёзные занятия музыкой не мешали князю активно участвовать в светской жизни Таганрога, Вены и Парижа. На балах и приёмах он всегда был в центре внимания, наслаждался жизнью, пользовался большим успехом у женщин, потому что все они были для него прекрасны и подобны греческим богиням.
Жизнь подарила М. С. Маврогордато много удивительных встреч. В их доме в Таганроге играл на рояле А. Рубинштейн и бывал П. Чайковский. В детстве он гостил у И. Айвазовского в Феодосии. В Париже его учителем английского языка был поэт С. Малларме, в салонах он встречался с Мопассаном, присутствовал на последнем концерте Ф. Листа, слушал пение божественных примадонн итальянской оперы Дж. Гризи, А. Патти и других.
Париж, Вена, Одесса, Афины, Таганрог, Лондон, Ростов – это далеко не полный список городов, между которыми пролегали пути странствий князя Матвея. Везде его ждали яркие впечатления и встречи, родственники и друзья, с которыми можно музицировать, ухаживать за красивыми женщинами, создавать коммерческие проекты. Везде он чувствовал себя как дома.
Это не мешало Матвею Стаматьевичу быть патриотом Таганрога. Вспоминая город, в котором родился, он писал: «<...> среди городов России, Таганрог считался одним из самых значительных и процветающих торговых городов, как в области торговли и экспорта зерна, так и в импорте основных колониальных товаров из Греции и Италии. Гармоничная регулярность и ширина улиц города, засаженных прекрасными деревьями, его красивые каменные дома в один или два этажа с просторными садами сделали Таганрог одним из самых красивых провинциальных городов России»
На закате жизни, тяжело больной, прикованный к постели, князь Матвей Маврогордато вспоминал детство и своих родных, великих людей, с которыми довелось встретиться и прекрасную музыку, сопровождавшую его всю жизнь. Идеальный образ Таганрога, города в котором прошла большая часть этой жизни, поддёрнутый дымкой времени, вставал перед глазами. Издалека всё виделось по-другому: заметнее, ярче проступали те черты, которые раньше казались незначительными.
Матвей Стаматьевич Маврогордато скончался во Франции, в городе Севре в 1941 году, так и не закончив свои мемуары. Вместе с ним ушёл его Таганрог – город музыки, красивых женщин и удачливых коммерсантов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Город больших возможностей // «МК на Дону»
rostov.mk.ru : сетевое изд. URL:
https://rostov.mk.ru/article/2013/09/18/917575-gorod-bolshih-vozmozhnostey.html
2. Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного дома Романовых. М. : Изд. М С. Гугеля., 1913. Разд.: Финансы, торговля и промышленность. С. [167].
3. [Дневники князя Матвея Маврогордато] // ТГЛИАМЗ ФПИ Ф. 7. КП-17/1-12. Рукоп. на франц. яз. в 12-ти тетрадях.
4. Наумов А. Николай Авьерино и его воспоминания о Рахманинове // Искусство на рубежах веков. Ростов н/Д., 1999. С. 247.
5. Корне́т-а-писто́н (фр. cornet à pistons — «рожок с поршнями») — медный духовой музыкальный инструмент.
6. Отчёт Ростовского на Дону отделения императорского русского музыкального общества и состоящего при нём музыкального училища за 1904–1905 год. Ростов н/Д., 1905. С. [7, 8, 95].
7. Отчёт Ростовского на Дону отделения императорского русского музыкального общества …за 1905–1906 год. С. [6, 7], 69; …за 1906–1907 год. С. [12, 13], 71, 79; … за 1907–1908 год. С. [3, 4], 65; … за 1908–1909 год. С. 6, 7, 67, 75; …за 1909–1910 год. С. 6, 7, 56, 65, 67; … за 1910–1911 год. С. 6, 7, 57, 65; … за 1911–1912 год. С. 6, 8, 61; …за 1912–1913 год. С. 6, 8, 67; …за 1914–1915 год. С. 7, 9.
Алла Цымбал
Источник
http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/3/art.aspx?art_id=1737
Воспоминания М.Маврогордато
https://ok.ru/group/51542815408326/topic/151835124746438
Комментарии 6
Взять даже дом Маврогордато. Неужени нельзя его фас...ЕщёКак красиво описан наш город! Читаешь и прямо представляешь эти ещё не обветшалые дома с красивой лепниной над окнами и резными дубовыми дверьми. Цветущие весной сады с шумящей листвой от ветра. Тенистые улицы...Мне кажется тогда и ритм жизни был совсем другой: неторопливый, размеренный, спойный. И по мимо всего город имел определённое значение в Российской империи именно как порт,через который осуществляется основной экспортёр зерна. Как бы хотелось,чтобы наш Таганрог опять стал процветающим торговым портовым городом, утопающим в садах, скверах и зелени, а не в бетонных коробках магазинов, обложенных разноцветным пластоком.Мало что осталось в нашем городе от его былого значения. Прекрасные особняки ветшают и разрушаются и никому до этого нет дела.Некоторые переделываются жильцами в свою угоду.Без этого конечно никуда:не возможно в 21 веке ходить "на двор".Но за фасадами домов старого города, можно же следить муниципалитету?
Взять даже дом Маврогордато. Неужени нельзя его фасад освежить покрасив? Неужели нельзя следить за наследием предков, так много сделавших на благо нашего города? Алфираки, Маврогордато, Скараманга, Чехов и многое другие- оставили свой след в истории города и добрую память о себе, как о мецинатах.А какую память о себе оставят нынешние главы администрации? Как их будут вспоминать потомки?